Инновации в образовании: наука, практика и бизнес

Тамара Осипова
Интеграция России в мировое образовательное пространство делает все более значительной проблему качества подготовки специалистов. Это  требует разработки концепции инновационного образования, которое бы представляло собой комплекс исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности.
Редакция «Вечерки» обратилась к Юрию Ветрову, заслуженному работнику высшей школы РФ, доктору педагогических наук, профессору, декану гуманитарного факультета СевКавГТУ с просьбой рассказать о том, как ведется подготовка профессионалов на факультете.
 
- Юрий Павлович, вы уже не первый год руководите гуманитарным факультетом. Скажите, что изменилось за эти годы в подготовке специалистов?

- Многое. Присоединение России к Болонскому соглашению предопределяло понимание педагогической общественностью необходимости принятия компетентностного подхода как одной из стратегий профессионального образования. Компетентностный подход входит в число приоритетных идей Болонского процесса - наряду с такими, как многоуровневая система подготовки (бакалавриат – магистратура – аспирантура), система зачетных единиц (кредитов), дискретно-непрерывная организация образования, модульное построение учебных планов и другое. Современное высшее образование должно быть ориентировано на овладение способами действия (компетенциями).

Такой подход выдвигает на первый план не информированность студента, а умение решать проблемы в познании и объяснении явлений действительности, во взаимоотношениях людей, в этических нормах, оценке собственных поступков, в практической жизни при выполнении социальных ролей, в умении ориентироваться на рынке труда, выборе стиля и образа жизни. Этот ряд можно продолжить.

- Факультет готовит специалистов по социально-культурному сервису и туризму. Насколько они востребованы?

- Конкурс на специальность «социально-культурный сервис и туризм» традиционно высокий. Наши выпускники востребованы на рынке труда - в индустрии туристского сервиса: это и рестораны, и гостиницы, и выставочные комплексы, рекламные и PR-агентства. Многие уезжают работать в другие регионы и страны, в мегаполисы, где успешно трудоустраиваются.

Нелегко поступить, но учиться очень интересно. Специальность относительно молодая. Если в мире специалисты по этому направлению готовятся уже долгое время, то в нашей стране - только 13 лет. Северо-Кавказский государственный технический университет - один из первых в ЮФО в 2000 году открыл эту специальность. Наработан большой опыт, на кафедре работают квалифицированные и дипломированные специалисты и уровень знаний, которые получают студенты, очень высок. Руководители турфирм и предприятий, оказывающих социально-культурные услуги, направленные в перспективу, стараются брать наших студентов на работу уже во время производственных практик с целью дальнейшего трудоустройства.

- Юрий Павлович, а где работают выпускники-психологи?

- Специальность психолога сейчас очень востребована. Их деятельность связана не только с образовательными учреждениями, но и с организациями и предприятиями различных форм собственности. Ведь стало вполне очевидным, что качественное управление невозможно без понимания очень тонких законов человеческой психики.

- Где работают специалисты в области лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации?

- Выпускники специальности «перевод и переводоведение» с присвоением квалификации «лингвист, переводчик» тоже трудятся в самых разных организациях. К примеру, в качестве письменных переводчиков общественно-политических, публицистических и специальных текстов, деловой корреспонденции, художественной литературы и иных специальных текстов. Наши выпускники подтвердили свою квалификацию, работая устными последовательными переводчиками официальных переговоров, переводчиками деловых бесед, научных конференций, судебных заседаний, переводчиками-референтами, переводчиками-консультантами, редакторами переводов.

Качественная подготовка и специфика дисциплин значительно расширяют возможности выбора профессии на современном рынке труда. Кроме собственно переводческой деятельности, многие выпускники работают на различных административных должностях. Наши лучшие выпускники состоялись как высокопрофессиональные преподаватели практического курса перевода, профессионально ориентированного перевода и теории перевода, они совмещают преподавание с научно-исследовательской работой.

Принцип «сквозной» подготовки высокопрофессональных лингвистов-переводчиков предопределяет активное привлечение студентов к участию в многочисленных международных конференциях, организуемых СевКавГТУ, в качестве устных последовательных переводчиков, переводчиков-референтов, гидов-переводчиков.

Кроме этого, на факультете реализуется дополнительная образовательная программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Успешно осуществлено 8 выпусков специалистов, которым была присвоена квалификация переводчика соответствующего иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации. В рамках данной программы изучается английский, французский, немецкий, испанский языки. Курс обучения рассчитан на три года. По окончании выдается диплом государственного образца, который дает право ведения профессиональной деятельности, связанной с получением дополнительной квалификации.

- В этом году, как мы знаем, прием студентов будет вестись не на специальность «социальная работа», а на направление «социальная работа», и выпускники будут получать диплом бакалавра. Несколько слов, пожалуйста, об этих новшествах.

- Кафедра социологии и социальной работы гуманитарного факультета в этом году осуществит уже второй выпуск бакалавров социальной работы. В течение вот уже пяти лет мы ведем подготовку одновременно и специалистов, и бакалавров социальной работы. Это обусловлено постепенным вхождением российской высшей школы в так называемый Болонский процесс, приближением стандартов отечественного высшего образования к европейским, с тем чтобы выпускники наших вузов были абсолютно мобильны в европейском и мировом образовательном пространствах и на мировом рынке труда.

Все поступающие на бакалавриат должны знать, что это законченное высшее образование, позволяющее работать на тех же должностях, которые занимают выпускники вузов с квалификацией «специалист». Бакалавры с хорошими знаниями могут продолжить обучение в магистратуре по социальной работе, которая имеется в нашем университете, а затем – в аспирантуре. Магистры будут иметь более высокую научную и управленческую подготовку, нежели бакалавры и, соответственно, занимать более высокие должности в учреждениях и органах управления.

- Что Вы можете сказать о специальности «социология»?

- Наш университет по-прежнему остается единственным вузом в Ставропольском крае, который ведет подготовку профессиональных социологов. В этом году мы будем принимать студентов и на специалитет, и на бакалавриат по направлению «социология», а в следующем году – только на бакалавриат. Проходит лицензионную экспертизу магистерская программа по социологии. В университете действуют аспирантура и диссертационный совет по социологическим наукам. Специалисты-социологи все больше востребованы как в различных маркетинговых, консалтинговых, рекламных службах, на предприятиях и в организациях, так и в органах управления исполнительной и законодательной власти.

В этом году преподаватели кафедры социологии и социальной работы вместе с руководством Малой академии при Дворце детского творчества создали секцию социологии, куда мы приглашаем всех старшеклассников, интересующихся этой увлекательной и весьма востребованной в современной России наукой.

- Юрий Павлович! В прессе появлялась информация о том, что в СевКавГТУ ведется подготовка специалистов по истории и культуре ислама. Что это за программа?

- Да, такая программа реализуется на гуманитарном факультете нашего университета. В рамках образовательной программы по специальности «социология» разработана специализация по истории и культуре ислама. Студенты, освоившие данную программу, получат диплом социолога и будут иметь углубленные знания по истории и культуре ислама. Таких специалистов мы готовим для Ставропольского края и республик Северного Кавказа, тесно взаимодействуя с духовными управлениями этих республик и в тесном сотрудничестве с Северо-Кавказским университетским центром исламского образования и культуры в Махачкале. Надо отметить, что по данной программе обучаются не только этнические мусульмане, но и молодые представители славянских этносов. Мы убеждены, что подготовка специалистов по истории и культуре ислама будет способствовать укреплению межконфессионального и межнационального согласия в Южном федеральном округе. Программа реализуется под патронажем Администрации Президента России.

- Планируется ли в новом учебном году открытие на факультете новых специальностей?

- В этом году впервые будет проводиться набор студентов по специальности «реклама». Программой обучения предусмотрен широкий круг дисциплин, раскрывающих экономические, юридические, психологические аспекты производства и распространения рекламной продукции и услуг. В рамках сотрудничества с рекламными агентствами города и края предполагается активное участие наших студентов в повышении качества и разработке новых рекламных технологий, в организации и проведении научных исследований в области рекламной деятельности.

- Какие нововведения ожидают студентов в свете идей Болонской декларации?

- Факультет переходит на двухуровневую систему подготовки – бакалавриат и магистратуру. Разработанные учебные планы и программы предусматривают увеличение объема самостоятельной работы студентов, широкое внедрение информационных технологий, что, безусловно, позволит повысить качество образования и востребованность наших выпускников на рынке труда.

- Какие иностранные языки изучаются и по каким программам?

- Английский, немецкий, французский. Сегодня иностранный язык для студентов всех специальностей, за исключением лингвистов, превратился из учебного предмета в базовый элемент образовательной системы, в средство профессиональной реализации личности. Специалисты должны владеть иностранными языками достаточно хорошо, чтобы решать профессиональные задачи. Эту задачу решает кафедра иностранных языков.

- Почему Центр языковой подготовки «Лингва» так популярен?

- Потому что есть опыт работы по международным программам, потому что у нас есть профессионалы. А жизнь выбирает тех, кто уже имеет положительный результат. Вот почему именно нам было предложено стать центром в регионе для сдачи экзаменов на международный сертификат.

Центр языковой подготовки включает в себя курсы английского, немецкого, французского языков, широкий выбор кратко-срочных и долгосрочных учебных программ для взрослых и детей, тестирование разных уровней языковой подготовки, индивидуальную языковую подготовку, консультационные услуги. Недаром девизом нашего Центра языковой подготовки «Лингва» является «Мы не учим всех – мы учим каждого!»

- Важным стимулом в научно-образовательном процессе является участие в грантах и проектах. Каковы успехи факультета в этом направлении?

- Мы принимаем самое активное участие в конкурсах инновационных проектов и грантов. Так, в этом году победителями конкурса стали Грант РФФИ «Теоретический анализ проблемы формирования социально-территориальных общностей в полиэтнических регионах», Грант РГНФ «Формирование социально-психологической компетентности в контексте проблемно-технологического подхода», Грант при Президенте РФ «Теоретическая разработка и экспериментальная проверка модели независимой экспертизы реализации социальной политики в регионе», «Институциональные детерминанты карьерных процессов в современном российском обществе», «Разработка модели интеграции инвалидов в систему непрерывного профессионального образования Ставропольского края».

- Какие пожелания выпускникам школ?

- Успехов в сдаче выпускных экзаменов. Мы ждем их на нашем факультете. Все условия для их профессионального становления на факультете имеются.

Подготовила
Лариса РАКИТЯНСКАЯ.