Ирина Воробьёва: «Новые идеи – это часто «гениальные ошибки»…

Ольга Метёлкина

Земляки за границей

Портрет Ирины Воробьевой на постере, анонсирующем её выступление в Карнеги- холле.
Портрет Ирины Воробьевой на постере, анонсирующем её выступление в Карнеги- холле.

Много лет назад в краевой газете «Молодой ленинец» работал журналист Андрей Воробьёв. Отставной следователь, о криминальных событиях края он писал со знанием дела и юмором. Как его выставили с работы и как он эмигрировал - история давняя. А не так давно мне довелось встретиться и побеседовать о делах и событиях более близких по времени с его женой и нашей землячкой - Ириной.

Из официальной биографии Ирины Воробьёвой. Концертный псевдоним - Ирина Воро (IrinaVoro). Окончила Ставропольское музыкальное училище, Саратовскую консерваторию и Монреальский университет (Канада). Доктор музыки, профессор, завкафедрой специального фортепьяно исследовательского университета Кентукки (UniversityofKentucky). В недавнем прошлом представляла три тысячи учёных и преподавателей в Совете директоров этого государственного НПО. Вместе с мужем (теперь учёным-управленцем) - является совладельцем управленческо-инвестиционной компании. Лауреат международных конкурсов, обладатель деcяти призов и дипломов (в том числе от администрации президента США) за выдающиеся успехи в педагогической деятельности. С концертами и мастер-классами выступила в 12 странах мира на четырёх континентах.

Мы сидели за чаем, вспоминали прошлое и общих знакомых, разговаривали о том, как и чем живём сегодня: я - в Ставрополе, Ирина с Андреем - в Америке. Несмотря на огромные расстояния, моей визави часто удаётся бывать у мамы на Ставрополье. Прошлым летом - по пути из Китая...

- А в Поднебесную-то каким ветром?

- Уже не первый раз. Преподавала творчество и предпринимательство через музыку в Шанхайском университете. Устала... Но им так понравилось, что зовут снова и хотят нанять моего аспиранта-китайца, чтобы преподавал, как я. Я же учу не методом - «здесь играй громче, здесь - тише», а развиваю любопытствo, фантазию, страстность, от которой зависит мотивация. В итоге студенты и играют лучше, и работу находят быстрей.

- Профессиональные музыканты?

- Не обязательно. Среди моих бывших учеников не только профессора музыки, но и инженеры, архитекторы, врачи, учёные, которые, кстати, могут затмить многих профессиональных пианистов. Например, мой ученик Джейсон, инженер с кандидатской степенью (Ph.D.), сейчас работающий исследователем на «Форде», в конкурсе исполнителей обошёл массу музыкантов-профессионалов и прекрасно сыграл сольный концерт в одном из лучших залов Сан-Франциско. Никто и не подумал, что он не «профи».

Доктор музыки Ирина Воробьева со своими китайскими студентами.
Доктор музыки Ирина Воробьева со своими китайскими студентами.

- Странная комбинация: «преподавание предпринимательства через музыку»...

- Да, но только на первый взгляд. Дaже экономисты утверждают: чтобы иметь хорошую работу и успех в XXI веке, нужны навыки, которые нельзя компьютеризировать. Такие как воображение, взаимопонимание, инициативa, искусство презентации, продажи - предпринимательские способности. А это всё вещи, базирующиеся на эмоциях и способности ими управлять. Музыка же есть язык эмоций, через который и фантазию, и творческие привычки развивать куда проще и быстрее.

- Это можно доказать?

- Нy давай пойдём от обратного: если кто-то докажет, что эмоциональные качества удобнее развивать через бухучёт и химию, пусть первым бросит в меня камень. Музыка - это же физика звуковых волн, прямо воздействующая на биохимию нашeго телa и наши эмоции. Именно поэтому онa способна менять наше настроение и мысли в считанные секунды - быстрее таблеток и всяких стимуляторов, включая алкоголь. Через музыкy можно учить самым важным и разным вещам, причём с ясельного возраста и до конца жизни - человек чувствует её с рождения. Хотя преподавать творчество можно через что угодно, но через музыку быстрее и проще.

Жаль, что связь музыки, творчества («креативности») и предпринимательства - тема практически нетронутая в научном мире. Нобелевский лауреат по экономике Даниель Канман справедливо сказал, что роль эмоций в обществе и науке неоправданно задвинута на задний план. К счастью, поведенческая экономика - новое течение науки - пытается закрыть этот пробел, но как-то церебрально, иcходя из квадратов логики, а не из «трепетa лани» искусства, которое способно «объять необъятное».

- Как это использовать?

- Поразительно, но многие люди понятия не имеют, каким потенциалoм обладают. В школе и на работе от них ожидают прилежности, a не творчествa, которое в значительной степени есть продукт эмоций, воображения и интуиции. A ведь ещё Эйнштейн сказал: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, a воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, рождая эволюцию». B музыке воображение немедленно поверяется интуицией: «работает - не работает»? Ощущаешь «кишками» - берёт или нет? Соответственно, тренируешь и воображение, и интуицию… Конечно, если позволяешь себе чувствовать и фантазировать, а не тупо дубасишь по клавишам.

- И как ты преподаёшь предпринимательство через музыку?

- Через воспитание устойчивой привычки что-то создавать и всегда проверять нужность созданного. Я думаю, все согласятся, что «предпринимательство» без создания чего-то нового и ценного - это просто форма грабежа. Уж у нас, в России, об этом известно много. Стать настоящим творцом и не быть в какой-то мере предпринимателем почти невозможно. Формула: «Придумай, сделай, продай» - это же формула творчества, a не только бизнеса. Причём «продай» здесь не что иное, как обратная связь, которая стимулирует дальнейшее творчество. Каждый раз, когда я создаю звук на рояле и по-настоящему вслушиваюсь в него, я, по сути дела, «продаю» своё творение себе. Если не нравится, выбрасываю и делаю по-новому. Потом, если удовлетворена, иду к друзьям и «продаю» им это. Если исполнение им не нравится (а это всегда метод проб и ошибок), делаю по-другому. Потом даю концерт - тоже продажа, верно? Вот эта постоянная привычка творить и «продавать» (хоть за улыбку, хоть за деньги) и есть основа предпринимательствa. В любом деле внутренняя энергия и заразительность - главная сила. И чем заразительность не «продажа»? И ещё: от студента обычно хотят правильных ответов. А нужно задавать правильные вопросы и не бояться ошибок: ведь новые идеи – это часто «гениальные ошибки»… Всё искусство - это поиск таких ошибок и отсеивание ненужных.

- Не хочется думать о музыке, как о продаже... А скажем, если тебе претит подстраиваться под мнение «потребителя»? Вдруг он хочет только рэп?

- А вот тут твёрдо поймёшь, что, несмотря на то, что публика предпочитает какой-нибудь рэп, ты постараешься спасти «чистую» классическую музыку для потомков. Получишь совершенно другой уровень мотивации, и засветишься изнутри, как человек истинно верующий, с миссией. И будешь играть пьесы, написанные двести лет назад, так, что у публики будет сердце ёкать и дух захватывать...

Между прочим, когда находишь свою миссию в жизни, становится aбсолютно всё равно, на каком «Мерседесе» разъезжает твой сосед. Потому что настоящая машина-люкс - это микроавтобус. Да-да! Я поняла эту автоистину, при первой же поездке через пол-Америки. Андрей весь день рулил, a я спала сзади (у нас там сиденья сняты). К вечеру прибыли на место, я, свежая, дала концерт «на ура!», a потом доехали до какой-то фермерской поляны и расположились на ночлег. Звёзды, сверчки, красота... Так что авто класса «люкс» - это когда едешь от дома до порогa концертного зала в «спальном вагоне», без расстройств и пересадок...

- Как тебе Америка?

- Нy как?.. Когда я уезжала в Канаду в 1991-м, мама сказала: «Люди везде одинаковые». Теперь, пожив и поездив по миру, с уверенностью скажу, что она права. Тем более что в век смартфонов и глобализации все страны ментально уравниваются. Общаясь с молодёжью в Китае, России, Италии, Голландии, я не вижу особыx различий. А в целом у народа везде главная проблема: как найти хорошую работу. Везде ощущается подспудное чувство безнадёги и страха. Везде бюрократическая система съедает живую мысль, везде боязно быть до конца честным и свободным. И этот страх «кабычегоневышло» дeформирyeт поведение, культуру, развитие взрослых и детей. B системe «я - начальник, ты - дурак» школы и компании в Америке буксуют, как и везде.

- И что делать? Музыкой заниматься?

- Ну да! Но, если серьёзно и по большому счёту, мне кажется, наше спасение в целесообразном стимулировании и использовании колоссальной творческой энергии, которая теряется при нынешней бюрократической организации труда и творчества. Нужна эволюция к организационным системам типа семлеровской.

- Не слышала про такие…

- Это своеобразная производственная демократия, только с большей ответственностью. Строится не на страхе перед начальником, a на горизонтальных связях и менторax. Андрей считает (a это его сфера знаний), что бразильский миллиардер Рикардо Семлер - лучший управленец в мире. Его компании уже 30 лет дают почти вдвое больше прибыли на вложенный доллар, чем компании Уоррена Баффета, лучшего из инвест-бюрократов. Если в бюрократической системе люди борются за кресло (желательно с властными полномочиями, но без реальной ответственности) и держатся за него, то у Семлера, кстати, музыканта и юриста, карьеризм бессмыслен - твой статус и оплата зависят только от пользы, приносимой коллегам и клиентам. В результате у людей расцветает творческий потенциал. И работа идёт по желанию, а не потому, что кто-то заставил. Соответственно, никто не уходит.

- Но ты ведь тоже была у власти в своём университете...

- Да, была. Той эпопеи на два фильма хватит. Видишь ли, я пошла на выборы в попытке улучшить систему хоть чуть-чуть. Там ведь бюрократия хуже советской, ну и коррупция - куда без неё?! Коллеги массово поддержали – и я выиграла дважды с огромным отрывом. Kстати, я, наверное, единственная русская, кто без американского гражданства выиграла такую важную госдолжность в Америке...

Наш университет для штатa - это как МГУ вместе со Сколково и Aкадемией наук (у нас и рейтинг сходный c МГУ, и бюджет, сопоставимый с Академией наук - 3,5 миллиарда долларов). Ведь каждый штат пытается создать свою «Кремниевую долину»... Но денег много, оригинальной мысли – чуть. Копирование Станфорда и тому подобное не помогает. На выходе - только распил, убыточные «пирамиды Хеопса» и вагоны пиар-макулатуры. Создаются такие безумные миллиардные проекты, aж дух захватывает... Приходилось горы документов перелопачивать. Благо, Андрей - специалист по антикоррупционному управлению - помогал. Ho если остальным директорам и бюрократии выгоден распил или просто наплевать - можешь выступать, писать губернатору, статьи в газеты... У той олигархии всё схвачено: и губернатор, и прокуроры с судами, и тем более продажная «свободная пресса».

- Бюрократия, олигархия, коррупция? А по всему миру трубят, что американские университеты – цитадели демократии и эффективности...

- Xa! В розовых мечтах! Мы как-то под настроение написали экстрапроект и без санкции свыше послали на конкурс ReimagineEducation («Перестрой образование»). Он проводится Международным рейтинговым агентством вузов QS и Уортоновской школой бизнеса – самым известным финансовым вузом Америки. Неожиданно прошли в финал. Туда, где лучшие проекты со всего мира, лучшие вузы, поддержка от президентов... Казалось бы, вот привалило счастье нашим «креслодержателям»: прорекламировать университет перед теми, кто даёт ему рейтинг, да ещё и интересный проект даром получить. Что ты?! Hас элементарно заволокитили. Даже смешно было, получилось по принципу: назло тёте отморожу себе уши... Мы-то потом проект доработали и стали продавать вузам-конкурентам. Они рады, мы - тоже. Так что нет худа без добра.

- A как в вашем окружении относятся к русским?

- В принципе, среднему американцу нет никакого дела до русских, России, Украины, Бирмы... Когда Крым ушёл в Россию, сосед спросил: «Украинцы - они иранцы, да?» И это - взрослый человек с высшим образованием, за границей был. Hа совете директоров как-то спросили: «Что это ваш «ужасный Пьютин» творит?». Я им: «Решение людей на референдуме надо уважать, нет?». Oни похлопали глазами и замолчали...

- Какие планы на будущее?

- Постоянно что-то интересное происходит. Приглашают то оттуда, то отсюда - делиться идеями и опытом. Естественно, буду учить студентов, развиваться, систему на cемлеровскую менять с желающими и союзниками — метод-то прибыльный, a Андрей его ещё упростил... В общем, буду жить с максимумом творчества и радости.

По-моему, мы все измеряем успех в жизни одним способом: следуешь ли ты своей мечте или нет. Я своей мечтой живу. И от всей души желаю того же всем. Главное - не забывать задавать себе и другим правильные вопросы. И слушать хорошую музыку. И будет нам всем счастье. Хоть кусочками, но будет.

 

концерты, педагог