Ищем родных летчика-героя

Елена Павлова

Поисковые отряды Ставрополья и Кубани через региональные СМИ начали поиск родных летчика, погибшего в марте 1943 года при выполнении боевого вылета в район косы Чушка (Керченский пролив).

 

Вырос на Ставрополье, погиб за освобождение Крыма

Остов советского самолета был обнаружен 9 июня в районе 24-го причала порта Кавказ при проведении дноукрепительных работ. Вел их земснаряд «Кадош» (судно технического флота Таманского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»). На его борт и был поднят фюзеляж ИЛ-2 – самолета-штурмовика, который в годы войны пилоты с суровой мужской нежностью называли «летающим танком». В кабине боевой машины обнаружены останки пилота, частично сохранившиеся документы, вооружение. Несколько единиц снарядов и авиабомб были обезврежены.

Экипаж «Кадоша» сразу связался с Краснодарской поисковой организацией «Кубанский плацдарм». К счастью, на моторе боевой машины, 76 лет пролежавшей в морской воде, читался заводской номер. Это позволило поисковикам оперативно установить номер самого самолета, воинскую часть, к которой он был приписан. А потом – по данным Центрального архива Министерства обороны (сайт «Мемориал») – имя летчика, совершившего на нем последний боевой вылет.

 Специалисты очищают редуктор и лопасти.
Специалисты очищают редуктор и лопасти.

«Кадош» еще находился на рейде, а кубанские СМИ уже называли это имя – Василий Кужелев, младший лейтенант, уроженец станицы Александрийской Александрийско-Обелинского района Орджоникидзевского края (ныне это Георгиевский городской округ Ставропольского края). То есть за штурвалом ИЛ-2 был наш земляк.

Так что теперь к поиску родных героя-летчика подключились уже ставропольские поисковики (казачий военно-патриотический клуб «Сапсан» из Ипатова). Ведь сведений о родственниках очень мало – есть лишь короткая выписка из именного списка безвозвратных потерь 765-го штурмового авиационного полка 216-й штурмовой 4-й авиационной армии Закавказского фронта за март 1943 года: «Кужелев Василий Иванович. Пилот. Не вернулся с боевого задания... Семейное положение – холост. Отец – Кужелев Иван Яковлевич, проживает в станице Александрийской Орджоникидзевского края».

Конечно, отца героя-летчика давно уже нет на свете. Но есть же, наверное, дальние родственники или друзья (их дети, внуки, правнуки). Ведь этот 20-летний младший лейтенант, похоже, хорошим парнем был – смелым. Повоевать ему довелось только два с небольшим месяца, но за это короткое время он успел самую дорогую солдатскому сердцу награду заслужить – медаль «За отвагу», а потом – и орден Боевого Красного Знамени, на который он был представлен командиром части еще при жизни, а вот награжден, получилось, посмертно. Кстати, в наградном представлении значится «сержант Кужелев». Младшим лейтенантом и командиром авиазвена Василий всего за две недели до гибели стал... В историю Священной войны и Великой Победы ставропольский парень Василий Кужелев и свою короткую жизнь вписал.

Призван он был почему-то военкоматом города Гори Грузинской ССР. Возможно, оканчивал там летную школу... В расположение части прибыл 1 декабря 1942 года. Близился час Х – переломный момент всей военной кампании. Но молоденький сержант вряд ли был военным стратегом, он просто честно воевал и верил в нашу Победу.

 

С целью полной изоляции противника

Происходящее тогда на Юге страны потом оценили и стратеги, и тактики, и историки. Вот как это описывает один из них в статье «Участие советской авиации в блокаде частей вермахта на Таманском полуострове в феврале-марте 1943 года».

«К началу февраля рядом последовательных ударов советские войска уничтожили под Сталинградом 6-ю полевую армию вермахта и армии сателлитов Германии. В ходе Воронежско-Касторненской операции было нанесено поражение 2-й немецкой полевой армии. Ее части, бросив тяжелое оружие и боевую технику, отдельными группами пробивались из окружения на запад. Фактически на южном фланге в обороне противника зияла огромная брешь, в которой, встречая сопротивление лишь на отдельных направлениях, продвигались соединения нескольких советских фронтов.

В середине февраля советские танки стремительно приближались к Днепру и Десне. Были освобождены Харьков и Белгород, гвардейцы-кантемировцы генерала Полубоярова отрезали немецкую группу армий «Юг» от днепровских переправ.

Для предотвращения катастрофы, грозившей стать для вермахта не меньшей, чем сталинградская, немцы вынуждены были незамедлительно начать отвод войск Группы армий «А» с Северного Кавказа, пока в их руках еще находился Ростов-на-Дону. Согласно Директиве верховного командования вермахта от 27 января 1943 года, 1-я танковая армия генерал-полковника фон Макензена через «Батайские ворота» уходила на Донбасс, чтобы принять участие в будущем контрударе Манштейна. 17-я полевая армия генерал-полковника Руоффа отходила на Таманский полуостров, где должна была закрепиться на хорошо оборудованных позициях так называемой линии «Готенкопф».

Ставка Верховного Главнокомандования Красной Армии сочла отвод немецких соединений на Тамань одним из этапов общего отступления вермахта на линию Днепра. Добавляли уверенности в этом и «откровения на допросах» пленных немцев и румын.

Однако командование вермахта приняло решение удерживать Тамань и вынуждено было позаботиться о снабжении находившихся на полуострове войск. Снабжение могло осуществляться двумя путями — по воздуху и морем. При этом морские перевозки могли полностью покрыть все потребности отрезанной группировки, которые по разным оценкам составляли от двух до четырех тысяч тонн разных грузов в сутки.

Советское командование вполне осознавало, что успех в войне на море, то есть в прерывании морских сообщений противника с его кубанской группировкой, может послужить ключом для победы на суше. 5 февраля народный комиссар ВМФ Кузнецов издал приказ:

«В целях полной изоляции войск противника, окруженных нашими войсками на Таманском полуострове, приказываю действиями флота и авиации прекратить коммуникации противника через Черное море между Таманским полуостровом и Крымом. Все усилия авиации направить через прекращение той же коммуникации через Керченский пролив».

 

И это все о нем

Авиация атаковала фашистов и на море, и на суше. О том, как воевал наш земляк Василий Кужелев, «рассказывает» командир его части... Мы приводим выдержки из представления на награждение пилота Кужелева:

«В период с 28.12.1942г. по 17.2.1943 г. произвел 22 эффективных боевых вылета по уничтожению мотомехчастей и живой силы отступающего противника, по его опорным пунктам и аэродромам, перед фронтами 44-й и 9-й армий и 4-го гвардейского корпуса. Во время боевых вылетов повредил и уничтожил: танков — 5, полевых орудий — 2, тягачей — 1, автомашин с грузом и живой силой — 53, подвод груженых — 10, лошадей — 10, самолетов «Ю-88» на аэродроме противника — 2, истребил до 200 солдат и офицеров, сбил в воздухе самолет «Ю-52».

11.1.1943, получив боевое задание уничтожить скопление войск противника в районе Марьины Колодцы, в тумане и низкой облачности, точно вышел на цель. Уничтожил танки, автомашины и живую силу противника. Задание выполнил отлично.

8.02.1943г., возвращаясь со штурмовки аэродромов в районе станицы Тимашевская, встретил самолет «Ю-52». Атаковав его в лоб, подбил мотор. Вражеский летчик приземлился. Сержант Кужелев, сделав несколько заходов над ним, поджег его на земле....

Параллельно с выполнением задания на штурмовку трех районов, занятых противником — Андреевская, Тимашевская и Славянская, сделал 46 снимков, представляющих ценные разведданные»...

…13 марта 1943 года в 12-50 младший лейтенант Кужелев последний раз поднял свой самолет в воздух. Три штурмовика ИЛ-2 под прикрытием девяти истребителей работали над Керченским проливом. Бомбили и штурмовали катера, следующие из Крыма на косу Чушка, пароход у Ближне-Чушкинской. Атаковали колонну автомашин, движущуюся вдоль побережья Темрюкского залива от Кучугур до Темрюка, зенитную батарею противника в районе Синей Балки. Только за этот боевой вылет было уничтожено два катера немцев, десять автомашин и зенитное орудие. В 14-12 самолеты вернулись на базу. Все, кроме командира авиазвена Кужелева. Экипажи доложили командиру полка: во время захода на цель (на те самые катера, которые в итоге удалось поджечь) наши самолеты попали под обстрел. По ним работали несколько зенитных орудий противника. Пилоты видели, как машина Кужелева «с левым разворотом ушла в пике и рухнула в море». Высота была небольшой — даже если пилот в тот момент был еще жив, у него не было ни единого шанса «выровнять машину» или успеть ее покинуть.

Младший лейтенант Кужелев никогда не числился пропавшим без вести. В 1950 году его имя даже было увековечено на мемориале, установленном над братской могилой в станице Запорожской Темрюкского района Краснодарского края. Оно внесено в Книгу памяти его родной станицы Александрийской на Ставрополье. А теперь власти и жители станицы очень хотят, чтобы останки летчика-героя были захоронены в родной земле — с воинскими почестями и православной молитвой... В Александрийской тоже есть мемориал памяти земляков, отдавших жизни за Отечество, и скульптурная композиция позволяет произвести захоронение именно здесь и положить гранитную плиту. Думаю, так и будет. Просто некоторое время на необходимые «процедуры оформления и передачи» потребуется...

…На данный момент это вся информация. Поисковики Ставрополья и Кубани надеются, что после публикаций в СМИ кто-то да откликнется. И, как это часто бывает, окажется, что этот человек всю жизнь надеялся, искал... И вот наконец нашел... И появятся новые штрихи к портрету и жизни нашего земляка Василия Кужелева — одного из 26 миллионов, павших за Родину. Одного из тех, кто родился в 1923-м или 1924-м — тех самых ребят, что на фронт шагнули прямо со школьной скамьи, а домой из них вернулся только каждый четвертый...

Фото с сайта ФГУП «Росморпорт».

Великая Отечественная война, Керченский пролив, поисковые отряды, коса Чушка