История — особенный предмет...

Лариса Ракитянская

История — особенный предмет...
Она вошла в класс и сразу же услышала ломающийся мальчишеский басок: «Девушка, а, девушка, сколько вам лет?» - насмешливо вопрошал отрок. Пятикурсница Ставропольского государственного университета, без пяти минут учитель истории, не растерялась, не сделала строгое замечание, а быстро ответила: «Сто пятнадцать!». Ей сделали комплимент — вы хорошо сохранились...
Виктория Вячеславовна Тарусова, учитель истории лицея № 10, про этот эпизод в ее пока небольшой учительской биографии просила не писать. Но я не удержалась, уж пусть простит меня моя героиня! Потому что мне показалось, что именно в тот самый момент и определилась накрепко ее судьба, в тот день и возникла незримая связь «учитель - ученик», которая уже «приковала» Тарусову к школе, как к самому любимому делу жизни, как к предназначению...

Самый классный классный!

Мне, наверное, везет: среди учителей еще не встречала людей равнодушных. Вот и Виктория Вячеславовна — явно человек творческий, мыслящий, деятельный. Молодость и короткий учительский стаж — не помеха: Тарусова уже имеет немало свидетельств признания ее труда. К примеру, в прошлом учебном году в конкурсе педагогического мастерства в его номинации «Самый классный классный» она заняла первое место в зональном туре, второе - в городе и третье — в крае. А ее ученик Артур Шуаев с работой «Портреты нескольких поколений… (история моей семьи)» стал лауреатом Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории России ХХ века», победителем городского этапа Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество» в номинации «Родословие», победителем городского конкурса сочинений 2008 года «Я горжусь своей семьей», лауреатом XIX краевой открытой научной конференции школьников в секции «История». Согласитесь, такие успехи — 90 процентов учительского труда! 
Да и сама Виктория Вячеславовна свой «путь в историю» начала чуть ли не с десятилетнего возраста! А уже в старших классах ученица средней школы № 6 пос. Заря Левокумского района стала участницей Всероссийской олимпиады по истории, выиграла ее и, как победитель ставропольского краевого этапа, сразу поступила на исторический факультет СГУ...
Самым классным классным — это уже вне всяких конкурсов, а в реальности - Виктория Тарусова стала для ребят в 2005 году, когда взяла классное руководство в 10-м лицее. Тогдашние пятиклассники стали «ее детьми», а она им — другом. Общий язык долго не пришлось искать. Виктория Тарусова увлекается фотографией, и как-то легко этим своим хобби «зара-зила» учеников. Пока мы разговаривали, Виктории Вячеславовне на сотовый позвонила Женя, ее ученица — срочно сообщить новости:
- Мы участвовали в городском конкурсе «Мир глазами детей», выставляли свои фотоработы, и моих детей должны были наградить, я очень волнуюсь, - говорит Тарусова...
А я возвращаю Викторию Вячеславовну к разговору о классном руководстве, спрашивая, трудно ли молодому педагогу не только учить, но и воспитывать...
- Мой стаж как классного руководителя всего четыре года. Меня в вузе учили преподавать, а вот быть классным — этому нигде не учат. Старшие коллеги-учителя здорово помогают, а еще — мое увлечение. Я не просто машинально фотографирую, а веду себя как режиссер. И вот это «режиссерство» помогает видеть свой класс. Это как с процессом съемки: в объективе одно, а на готовом фото — другое. Пытаюсь эту же мысль внушить и детям — надо уметь смотреть на событие, на мир по-разному: как есть много ракурсов, так есть и много точек зрения на любой факт, на человеческие отношения... Мои дети любят фотографировать, мы любим путешествовать и повсюду берем с собой фотоаппарат, и тут я не ограничиваю их в фантазии... Кстати, классное руководство подарило мне новое понимание своего педагогического поведения: я теперь зримо знаю, что слова наделены символами — в них у каждого человека есть свое, внутреннее, и внешнее — доступное всем. Я пишу стихи, и это творчество для меня теперь тоже еще одна новость души...

Про «царя-стоматолога»

Наш разговор с Тарусовой, конечно, не обошелся без проблемных тем, которые сегодня обсуждает общество. Я спросила, а не страшно ли нынче преподавать историю — уж больно тонкая и сильно политизированная это материя. «У нас, слава Богу, сейчас не те времена, - сказала Виктория Вячеславовна и добавила: - Нынешним учителям легче, потому что в старших классах перед нами стоит задача показать детям многовариантность истории». 
А вообще Тарусова считает, что в школе, как и везде, работать трудно — в особенности если вкладываться со всей душой.
А что надо сделать, чтобы пробудить интерес к этому особенному предмету — истории, спрашиваю я Викторию Вячеславовну:
- История сама за нас это сделала, - отвечает учительница. И немного смущенно открывает секрет своей «педагогической кухни»: - Я довольно часто использую на уроках исторический анекдот. Думаю, что это — тот же проблемный метод преподавания. К примеру, речь идет на уроке о личности российского царя-реформатора Петра I. Я расскажу детям, что у него было любимое занятие — дергать зубы своим подданным. Он брал щипцы и, пока не доходил до больного, «пациента» не отпускал. Класс взрывается вопросами: а что, у них не было лекарей, а откуда он знал, какими щипцами надо пользоваться? Все, внимание класса мне обеспечено, и мы тут же говорим о том, что Петр модернизировал Россию по западному образцу, сам ездил в Голландию учиться, что ему было интересно медицинское, морское, плотницкое дело...

Родословие — мой конек

У молодого учителя истории Виктории Тарусовой «учительский ген» в крови: две двоюродные бабушки - Надежда Матвеевна и Анна Матвеевна — работали учителями в сельских школах Азербайджана. А мама, Анна Ивановна, хоть и не стала учителем, но всегда мечтала об этой работе. Судьба «подкинула» ей педагогику в «житейском варианте» - пришлось воспитывать двух сыновей — Диму и Виктора, да дочку Викторию — одной. Все получилось: сыновья — моряки, а дочь — учительница.
Сама Виктория, как и многие ее коллеги учителя-историки, давно увлеклась своей родословной: оказывается, история ее семьи прослеживается вплоть до времен Александра II - это «раскопала» бабушка, Надежда Матвеевна. А Виктория «специализируется на современности», хранит семейные реликвии - вышивки бабушки и прабабушки. Эту копилку пополняет и сама: прекрасно вяжет крючком, вышивает, может придумать и воплотить любой узор...

Дикое желание - работать!

Виктория Тарусова с восторгом рассказывает о своих учениках. Они у нее — самые лучшие — все! «Классная классная» не боится показаться детям грустной или озабоченной. Говорит: нельзя в школе на время нацепить голливудскую улыбку и делать вид, что все хорошо. Дети очень чувствуют любую фальшь, а я не хочу, чтобы они жили и росли в розовых очках. Но и вешать нос по каждому поводу тоже нельзя - ученики перестанут тебе доверять.
А еще Виктория Тарусова благодарна судьбе за то, что попала в 10-й лицей:
- Для меня день, когда я первый раз переступила порог этой школы, навсегда запомнился: такая теплая и уютная атмосфера! Это не просто банальные слова - на интуитивном уровне я это почувствовала. Наш лицей - это такая аура семьи. По-другому никак не скажешь! И это все — благодаря нашему директору Наталье Ивановне Соловьевой. Вот я - молодой специалист. Конечно, делаю ошибки — и я сама их чувствую! Но директор - не как строгий судья, а как старший наставник. Я чувствую ее всегдашнее желание прийти на помощь, понять и помочь во всем разобраться. И сразу чувствуешь, что ты нужен в этой школе, и у тебя появляется просто дикое желание работать. Это - не лесть, это правда. Наталья Ивановна никого и никогда не заставляет работать из-под палки, она ведет за собой. Так что мои старшие коллеги и Наталья Ивановна — всегда пример для меня. Я ведь не только учительница, я еще и ученица...

Фото Юрия РУБИНСКОГО.