Иван Охлобыстин: «Я буду сниматься. Для меня это единственный вариант построить церковь»

Ольга Метёлкина
Мы уже привыкли к тому, что представители шоу-бизнеса, театра и кино привлекают к себе внимание порой нестандартными поступками. Поэтому, когда режиссер, сценарист, актер Иван Охлобыстин «ушел в священники», многие расценили его шаг как изощренный PR-ход. Со времени рукоположения отца Иоанна прошло шесть лет, и он не собирается возвращаться «в мир». Его имя появляется на страницах газет и журналов, он не чурается телевидения и радио. Из последних событий в его личной жизни – рождение год назад сына Саввы – шестого ребенка в семье. Из творческих – роль Григория Распутина в фильме Станислава Либина «Заговор». Информация о нем, появляющаяся в СМИ, часто противоречива и тенденциозна. Поэтому, когда появилась возможность пообщаться с И. Охлобыстиным в режиме радио-моста, ставропольские журналисты с готовностью воспользовались ею. Пресс-конференцию отца Иоанна организовал Фонд «Фома-центр» совместно со Ставропольским краевым радио. В беседе принимали участие журналисты краевого радио, радиостанции «Русь», «Маяк FM» и газеты «Вечерний Ставрополь». И хотя тема была объявлена заранее - «Современная культура и Церковь: существуют ли точки соприкосновения?» - разговор более всего касался личности самого отца Иоанна Охлобыстина. Священнослужитель на съемочной площадке - Существует ряд устоявшихся мнений, не имеющих оснований. Например, осуждение актерской профессии. Его исходная точка – это проповедь Иоанна Златоуста о театре. Иоанн Златоуст жил во времена, когда играли персоны. Люди в масках во время представления могли изнасиловать козла или убить раба. Тот театр, который мы имеем в нынешнем варианте – Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтанговский и другие – это прапра-правнук театра «Глобус», основной деятельностью которого являлось не исполнение пьес Шекспира, а переезды из города в город с рождественским вертепом. У них в обязательном наборе были волхвы и крылья ангела. «Гамлета», «Ромео и Джульетту» и другое они исполняли в межсезонье. Таким образом, академический театр в своем сегодняшнем виде исходной точкой имеет рождественские площадные представления. Я буду сниматься. Для меня это единственный вариант построить церковь. Небольшую обитель, где будет место для людей, не нуждающихся в словах, которым необходимо найти собеседника или, наоборот, возможность побыть в храмовой тиши. Я обратился в патриархию и мне ответили, что я могу этим заняться. Об экранизации библейских сюжетов - Я не люблю, когда книги экранизируются, потому что фантазия – всегда лучше. В особенности это касается образа Христа и Пресвятой Богородицы. Я бы делал это деликатно, обходя непосредственный образ, как, например, в фильме «Бен-Гур». Мне кажется, что кто-то из актеров, воплощающих на экране образ Спасителя, приближается к Христу, а у кого-то это искушение. У нескольких актеров, которые встретились на моем пути, сыгравших харизматичных святых или якобы святых людей, наблюдались психические аномалии. Господь пощадил нас. Если бы мы прикоснулись хотя бы к части его благодати, мы бы попалились как бабочки. Поэтому он нас уберегает от непосредственного воздействия на психику. Бог не хочет нас видеть принужденно приведенными в веру. Если бы я встретил архангела Михаила или Гавриила на улице, как полагается, с крылами, и был бы уверен, что я в ясной памяти и тверёз, остаток своих дней я бы провёл в ближайшем храме, заливаясь слезами, на коленях. Я не думаю, что- это угодно Богу. Богу угодно, что бы я, со всеми своими плюсами и минусами, методом проб и ошибок пришел к нему свободным. Он не хочет насилия. Политик в церкви. Сегодня это хороший тон... - Да простит меня Господь и священноначалие, когда я вижу в храме вчерашнего атеиста, а сегодня - известного политика со свечкой в руке, мне часто хочется сказать: «Не верю». Потому что процентов 90 научились креститься непосредственно перед богослужением и забывают, в какую сторону это делается, сразу после службы. Что поделаешь, они вынуждены: президент крестится, значит, надо креститься, - хороший тон. У меня есть знакомый политик, бесконечно далекий от православия. Он свою маленькую девочку отдал в церковный хор, потому что в администрации президента считается, что это хорошо. Ее подвозит туда «Бентли», два мясистых телохранителя ждут, пока девочка поет «Богородице Дево радуйся». Я не знаю, хорошо это или плохо. По мне так – чудно. Все-таки не без штанов прыгают, пусть со свечками стоят. Я к этому смешливо отношусь, с пониманием. Добро должно быть с кулаками? - С очень крепкими набитыми кулаками. Самый короткий путь к сердцу через печень – шучу, конечно. Доброе упование на хулигана со ссылкой к Священному писанию в тот момент, когда он насилует буфетчицу? Может быть. Но лучше остановить рукой. Поскольку пастырь должен защищать овец от волков. Я сторонник введения апробированных боевых школ вместо обычной физической подготовки. Ну, что это такое: присели, хлопнули в ладошки, головкой повертели... В Японии правильно сделали, что обязательной дисциплиной сделали дзю-до. Дети растут здоровей, веселей и лучше учатся. «Может ли человек спасаться и в то же время творить? Может ли он творить и в то же время спасаться?» - На этот вопрос каждый отвечает сам. Для себя я решил: спасением должен заниматься ОСВОД. То, чем занимается Церковь, нельзя охарактеризовать одним словом «спасение», поскольку это слово абстрактное. В силу того, что мы познаем нашего Господа по его творениям, мы спасаемся, сотворя Богу. Что это значит? Господь, как я считаю, создал для нас и предоставил в наше распоряжение сад – этот мир, и поставил нас в нем садовниками. И мы, наблюдая за его творением, так же творим. Мы культивируем те или иные виды растений, мы строим, реализуем себя как творческие личности, мы рисуем, пишем стихи, песни. Это ни в коем случае не может быть противопоставлено процессу спасения, поскольку это и есть спасение. Нужно себя реализовывать как личность в работе, по дарованным талантам, не зарывая их в землю, поскольку выданы они нам на время тем же Богом. Нужно пытаться реализовать себя как личность творческую. А что есть реализация творческая? Это попытка понять себя и свое место в пространстве, обрисовать некую мировоззренческую схему, руководствуясь коей, мы движемся по жизни. Следуя заветам святых отцов и моих предшественников, я буду двигаться в направлении, которое они мне указали, этот путь будет оптимальным для меня. Это не насильственное указание, это рекомендации, как реализовать то, что во мне заложено Богом. «За некоторые вещи стыдно...» - Я воспитывался в академической среде - на Тарковском, Иоселиани, на классиках. Я получал пятерки в институте и создавал ощущение тотальной занятости у своих педагогов. У меня не было поддержки сверху, поэтому я записывал лекции и сдавал все на пятерки. Меня убедили в том, что нужно сделать образ, чтобы не я бегал за журналистами, а журналисты бегали за мной. Я все делал правильно, как меня учили в институте. Чтобы о тебе говорили, пока не снимаешь кино, ты должен шалить. Это производственный закон в кино. Я дошалился, что устал. К тому моменту, когда Роман Качанов предложил снимать «Даун Хаус», я собирался уйти в большую литературу. За некоторые вещи стыдно, не потому что они какие-то аморальные, а потому что они недоделанные, не хватило терпения настоять на своем, что-то переделать. Позарился на быстрый заработок. То ли по гордыне моей, то ли по глупости...