Кадры решают всё?

Когда-то профессии токаря, сварщика, строителя считались престижными, а юристов и экономистов было ровно столько, сколько должно было быть. Потом все это кануло в небытие дикого капитализма, и интерес к некогда популярным специальностям, мягко сказать, поутих. Сейчас дело дошло до того, что о нехватке рабочих рук заговорили на самом высоком государственном уровне: нужно, мол, поднимать рейтинги ссузов и ПТУ, иначе чьими руками мы будем проводить модернизацию производства? 

По данным министерства образования края в этом году по программам вузов выпускаются 5700 человек, техникумов - 2208, ПТУ - 496. Такие цифры пугают даже оптимистов.
«Вечерка» провела небольшое расследование, чтобы выяснить, кому же нужны на самом деле профессиональные рабочие.
Завод
Первым в нашем списке оказался завод «Монокристалл».
- Сейчас модернизации производства уделяется огромное внимание. И рабочие руки нужны как никогда, — рассказывает директор по персоналу завода Мария Сабельникова. — Однако качество образования выпускников оставляет желать лучшего. К нам приходят люди, не знающие элементарных вещей. Сварщик не может пользоваться сварочным аппаратом...
«Монокристалл» - одно из тех немногих предприятий в нашем городе, где действительно проведена модернизация производства. Высокотехнологичное оборудование предполагает высокий уровень образования, а он и определяет потребность в тех, кого на Западе называют специалистами среднего звена, - это люди, окончившие бакалавриат.
По словам Марии Михайловны, руководство завода не может поставить за станок, который стоит миллион долларов, человека, окончившего среднее специальное учебное заведение, - риски слишком велики. Производство автоматизировано. Получается, что современная система образования не поспевает за промышленностью?
Но этот пример - скорее исключение, чем норма. Реальность говорит об обратном: в Ставрополе практически не осталось предприятий, способных принять хорошо подготовленного специалиста. Некоторые просто исчезли, как завод «Красный металлист», другим приходится выживать - о модернизации там мечтают лишь в далекой перспективе.
На рынке труда между тем существует другой замкнутый круг: на рабочую силу есть повышенный спрос, а вот предложение практически отсутствует — как раз по той же причине, о которой говорилось выше, — слаба подготовка новых кадров... Вот и получается, что выпускники техникумов и ПТУ вроде бы востребованы, но реальный сектор принимает далеко не всех. Приходится многим идти «шабашить»: если повезет, возьмут в малый бизнес. А это, как правило, либо строительство (штукатуры-маляры, плиточники, сантехники), либо иные малые предприятия, чей уровень производства далек от современных требований. Вот почему порой рвение самих будущих рабочих трудиться по профессии невелико...

Сначала практика и мастерство, потом — выгода
Логика диктует простой выход из этого замкнутого круга: сначала надо научиться готовить хороших специалистов, а уж потом их трудоустраивать туда, где они нужнее всего. Другими словами, сначала практика и мастерство, потом — выгода.
Но жизнь эту логику переворачивает: выгода нужна всем и сразу. Начинающий специалист хочет получать хорошую зарплату, а работодателю нужны передовики производства 6-го разряда. Ни один из 11 ставропольских техникумов таких мастеров не выпускает. Почему?
В поиске ответа мы вновь уходим в тот же замкнутый круг. С одной стороны, невозможно научить каменщика делать свое дело, стоя возле классной доски с мелом в руках. С другой - для эффективной подготовки специалистов материально-техническая база у техникумов есть. Оснащение мастерских в политехническом колледже, техникуме связи, строительном техникуме - на должном уровне. Но вот практики на предприятиях маловато — по причинам, о которых уже говорилось выше. Так откуда же возьмется высокий разряд, классность, профессионализм?

Призма и конус: «Есть Голова Эллипса»
Проблема профессионального образования «сидит» и в головах школьников. Мало кто из них мечтает о карьере рабочего - молодежь стремится в институты, а затем - в офис. Об этом говорят специалисты самых разных уровней. По словам заместителя начальника отдела профессионального образования и науки министерства образования Ставропольского края Виктора Дудко, 70 процентов выпускников Ставрополья - жители сельской местности. Они, как никто другой, хорошо знают, что даже после получения профессионального образования начинающий специалист на предприятии получает в среднем 7 - 8 тысяч рублей. И на эти деньги нужно в городе снимать жилье и содержать себя. На селе же найти работу по специальности еще сложнее. Вот почему многие выбирают отнюдь не карьеру профессионального рабочего.
И причина низкого качества образования, на которое так жалуются руководители предприятий, тоже кроется еще в школе. Так считают преподаватели ссузов:
- Введенный в нашей стране ЕГЭ попросту рушит систему образования. Реформу нужно было начинать «с верхов», а не «рубить» школу, - говорит заведующая строительным отделением Ставропольского строительного техникума Анна Хандак. - Студенты первого курса не могут отличить призму от конуса. Почему? Все очень просто: такого предмета, как черчение (а он - основополагающий для строителя), нет в ЕГЭ. Геометрия преподается «урезанным» курсом. В итоге нам приходится учить детей заново...
Несомненно, в ЕГЭ есть свои плюсы: возможность поступить в любое учебное заведение страны, избежать коррупции в принимающих учебных заведениях. Но вот минусы заставляют задуматься: учеба превратилось в зазубривание.
Сейчас, когда экзамен был введен повсеместно, многие школы и учителя оказались не готовы вести строевым шагом своих учеников сдавать четырехчасовые тесты. Главная задача — сдать. Что-то вроде игры «Кто хочет стать миллионером» на мобильнике. Если с первого раза игру пройти не удалось, вы пройдете ее позже. Выучив варианты ответов, не задумываясь, почему здесь так, а не так. Вот и получается, что уже на пробных тестах в пятом классе ребенок знает, как писать слово «панЪяпонский» и пишет слово «астановка». Здесь можно провести аналогию с американским школьником, который говорит: продиктуйте, пожалуйста, по буквам.
Нельзя грести всех под одну гребенку. В других странах от тестовой системы отказываются, продолжает Анна Сергеевна. Безусловно, советскую систему образования необходимо улучшать, но никак не равнять ее под чужие стандарты.

Договор нам поможет...
Выход из этой ситуации, по мнению обеих сторон, прост: заводам и техникумам необходимо договариваться. Принятое постановление Правительства РФ о переходе на договорную систему подготовки кадров должно стать светом в конце «кадрового тоннеля». Заказчик - промышленное предприятие - будет определять и специальности, и количество учащихся, которые должны их освоить.
В Ставропольскую городскую службу занятости за первый квартал этого года поступило всего 40 заявок от предприятий. Желающих устроиться по специальности с дипломом ссуза и ПТУ и того меньше - 32. Цифры говорят сами за себя. Между тем, невзирая на это, руководители образовательных учреждений увеличивают прием абитуриентов на дневное отделение, продолжая пополнять армию невостребованных специалистов.


Андрей Цындрин.