Как «х/ч с подкр.» под суд попала

Валерий Манин

Угадайте с трех раз: что такое «х/ч с подкр.»? Ладно, даем подсказку. Эту запись сделали в химчистке. Поэтому «раскодировать» таинственное «х/ч» уже проще. А вот «подкр.», да еще написанное от руки скорописью, – сложнее. Ирина Михайловна А. вообще не обратила внимания на это сокращенное слово, написанное в квитанции, посчитав запись не более чем формальностью. Но именно вокруг этих пяти букв с точкой потом закрутилась такая карусель! Впрочем, обо всем по порядку.

Одна из ставропольских химчисток запустила в начале августа прошлого года соблазнительную рекламу: мол, услуги выполняются на современном итальянском оборудовании, спешите воспользоваться скидкой в 11%. Ирина Михайловна А. и «клюнула» на это объявление, о чем позже пожалела.

Когда работница пункта вынесла почищенную дубленку, женщина разволновалась не на шутку. И это ее одежда? Свой первоначальный светло­серый цвет дубленка сменила на бежево­зеленый, с перламутровым отливом, кожа стала какой­то грубой. Пожелтевший мех воротника и «опушки» рукавов вообще «добил» Ирину Михайловну. Ну куда теперь девать белые сапоги и шапочку? Эти вещи женщина купила специально под цвет меха. На вопрос, зачем покрасили дубленку, если согласия на это А. не давала, приемщица ответила: мол, это так почистили одежду.

Потом заявила: а докажите, что была «принудительная» покраска!

Ирина Михайловна обращается к экспертам. Заключение специалистов: химчистка выполнена с нарушением требований ГОСТа Р 51108—97, а именно пункта 5.7а.

К тому же согласно п. 5.3 данного стандарта изделия должны сохранять исходную форму и цвет после химической чистки. Ну вот, доказательство – на руках. Ирина Михайловна направляет письменную претензию на имя владельца химчистки г­на Е., требуя вернуть ей деньги за некачественно оказанную услугу, ссылаясь на выводы экспертизы.

Предприниматель ставит под сомнение правомочность деятельности экспертной организации по оценке услуг химчистки. Мол, здесь нужны специальные познания технологического процесса. Ссылки же на ГОСТ несостоятельны, поскольку А. поставила свою подпись в квитанции, в которой были указаны будущие операции – «х/ч с подкр.», то есть химчистка с подкрашиванием. Стало быть, согласилась с данной процедурой. А таковая была применена на том основании, что на одежде были срезаны символы по уходу за изделием (как выяснилось позже, знак химической чистки все же был, но без указания разновидности применяемых препаратов). Если подобной маркировки изготовителя на вещи нет, ГОСТ разрешает химчистке самостоятельно подобрать способ чистки. При этом допускает и наличие возможных дефектов, так как предприятие вынуждено работать как бы вслепую, не зная особенностей изделия. Е. также расписал в ответе, что процесс технологической схемы подкраса – сложный, включает несколько операций. Своей подписью заказчик дал на них «добро». Мало того, как утверждал предприниматель, внутренним приказом работники пункта обязаны доводить до сведения потребителей, что химическая чистка изделий в их предприятии идет с обязательным подкрашиванием, нанесением водоотталкивающей пропитки и т.д. И такое устное предупреждение заказчику якобы было сделано.

Такой оборот дела А. не устроил. Женщина решила искать правду в суде.

В исковом заявлении Ирина Михайловна указала, что предприниматель, издав подобный приказ, нарушил ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», так как исполнитель не вправе без согласия заказчика выполнять дополнительные платные услуги. В соответствии с п. 4.5 вышеуказанного ГОСТа окрашивание, нанесение водоотталкивающей пропитки и пр. возможно только по желанию потребителя, а не в самостоятельном порядке. Кроме того, и в п. 18 Правил бытового обслуживания населения указано, что при приеме изделия в химическую чистку в договоре или ином документе указываются дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя. Окраска дубленки как раз и являлась такой услугой, о которой заказчика должны были предупредить.

Что касается подкрашивания, да, ГОСТ разрешает подобную операцию в местах наибольшего износа изделия. Но ведь дубленку выкрасили всю!

Ирина Михайловна также указала, что химчистка заведомо занизила качество изделия, чтобы снять с себя ответственность за возможные дефекты. К примеру, определило износ дубленки в 75 процентов, а не 40, как следует из заключения экспертов. При таком показателе у дубленки должны быть утонченность кожи, сваленность меха, молеедины, сдиры и пр. Специалисты этого не обнаружили. Наоборот, ворс легко расчесывался и восстанавливался. Эксперты определили незначительное загрязнение вещи, а химчистка – «общее» в квитанции, а в приложенном к ней договору — «сильное», что не одно и то же.

На этом мы прервем наше повествование. Пусть суд расставит все по местам. Ирина Михайловна из этой ситуации извлекла свой урок:

­ Я советую всем своим подругам и знакомым: прежде чем купить дубленку, пусть подумают, где ее будут чистить. А уж светлую брать точно нельзя – в нашем городе ее могут сделать зеленой. Учитывая, что женщины подбирают к одежде еще и кучу других вещей – перчатки, сумочку и прочее, — все это может оказаться ненужным.

Мы же дадим несколько советов:

l Старайтесь не покупать вещи без маркировки изготовителя по уходу за изделием. Берегите все ярлыки, бирки и т.д. Если бумажные этикетки отрезаете – сразу их подпишите, чтобы потом не гадать об их принадлежности.

l Выясните в химчистке, как поведет себя вещь в результате химического воздействия (возможная усадка, изменение цвета, потеря пленочного покрытия и т.д.). А потом решайте, доверять одежду предприятию или нет.

l Тщательно следите за тем, как описывают ваше изделие в квитанции. Обращайте внимание на цвет и перечисление недостатков, которые уже присутствуют на дубленке. Проверьте, указан ли процент износа дубленки и какой — чтобы вас не обманули, сверьтесь с приложением А к ГОСТ Р 51108­97 (он должен быть в химчистке). Лучше, если у вас будет цветная фотография вещи до ее сдачи в химчистку.

l Не подписывайте квитанцию или договор до тех пор, пока не изучите их текст. Уточните все сокращения, различные коды услуг и т.д.

·