Как поставить на крыло аэропорт «Ставрополь»

Елена Павлова

 

Как поставить на крыло аэропорт «Ставрополь»
Ставропольский аэропорт снова станет международным — согласно постановлению премьер-министра РФ Владимира Путина:
«В частичное изменение пункта 3 постановления Правительства РФ от 5 ноября 1999 года «О мерах по предотвращению проникновения на территорию РФ членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через Государственную границу РФ в пределах Северо-Кавказского региона» возобновить воздушное сообщение с Азербайджанской Республикой, Саудовской Аравией, Иорданией, Афганистаном, Пакистаном, Турцией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Сирией, Катаром и Кипром, осуществляемое из аэропорта «Ставрополь», - говорится в постановлении, появившемся в понедельник на официальном сайте Правительства РФ.

Читаю и испытываю гордость за державу, край и родной краевой центр. Но... терзают смутные сомнения. Тем более аэропорт «Ставрополь» для меня – частичка жизни, творческой и даже личной. Так уж случилось, бывший муж — бывший летчик. Судьбу аэропорта в развитии я постигала с середины 80-х. По географии рейсов из Ставрополя по нынешним меркам аэропорт, оснащенный Ан-2 и Ан-24, был международным: летали в Ригу, Минск, Львов, Одессу, Киев, даже до Ашхабада «доплетались» с тремя посадками... Но был СССР — так что в международных мы не значились. Да по оснащению таковыми и не являлись. Визуально мало что с тех пор изменилось, только зал ожидания обезлюдел...
В 90-х «понеслось» - уже по работе. Писала про то, как аэропорт стал первым в России в отечественной гражданской авиации акционерным обществом, писала рекламный материал об открытии рейса на Трабзон, а через несколько месяцев — совсем уже не рекламный — о том, как в Трабзоне же местные власти не выпускали ставропольский борт с пассажирами из-за долгов авиапредприятия. В марте 1997-го выезжала на место авиакатастрофы рейса опять же «Ставрополь — Трабзон»... Снова — технические причины... Проблемы с самим бортом, проблемы с навигацией...
Аэропорт с международным статусом таких проблем иметь не должен. Впрочем, агентство «Интерфакс-юг» со ссылкой на минэкономразвития Ставропольского края обнадеживает нас, потенциальных авиапассажиров: «В текущем году в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация единой системы организации воздушного движения РФ» запланировано выделить свыше 100 миллионов рублей на мероприятия по реконструкции и техперевооружению комплекса средств электросвязи, приемо-передающего оборудования и метеорологического оборудования гражданских аэропортов в Ставрополе и Минеральных Водах».
Дай-то Бог, а то ведь за державу обидно. От московских коллег, которые летают часто, все время слышать приходится: 
– Такого аэропорта, как в Ставрополе, больше нигде нет...
Понятно, что летают к нам немного — из Москвы, да из Еревана еще раз в неделю. Ну чартерные борты садятся. А все ж неудобно перед людьми. Не всякого ж гостя на Минводы вылетать отправишь. Случается, из Ставрополя провожать приходится. 
Окончание на 2-й стр.
Начало на 1-й стр.
В том числе и иностранцев. Я вот как-то китайцев провожала. Съемочную группу государственного телеканала Китая, они у нас осенью 2004-го фильм про Россию снимали. Особо подозрительных прошу не беспокоиться: работали китайские товарищи с разрешения МИД России, на местах пребывания Владикавказ — Беслан — Ставрополь все, кому положено, тоже были в курсе...
Так вот, мне, например, как патриотке своего города, очень приятно было слышать, как пекинские гости именовали между собой Ставрополь «сити», в то время как Владикавказ для них был «таун». Увы, их ждало разочарование перед самым вылетом. В аэропортах «сити» (больших городов) не бывает таких туалетов (уж простите за пикантные подробности), как в аэропорту Ставрополя. Ну не встречают там в шесть утра заспанные бабушки посетителей мужеского пола незатейливым вопросом: «Что вы хотели?», а после попытки тех пошутить: «Пива и раков» – не грозят им милицией. Нет в заведениях аэровокзалов «сити» пульта управления сливом воды типа «педаль», замаскированного под креслом той же суровой бабушки, легким движением ноги приводящей в действие бачки сразу во всех кабинках... Не привыкших к суровым российским реалиям иностранцев это пугает... Я по понятным причинам на месте событий не присутствовала, но впечатлениями они со мной поделились... Ей-богу, Задорнову хотелось эти впечатления отправить. Так что если мы становимся международным аэропортом, о местах общего пользования тоже нужно подумать.
Ну если бы только в этом заключались проблемы аэропорта, это было бы легкорешаемо. Они куда масштабнее. Это в полной мере оценили представители краевых министерств, руководство Ставрополя, бизнесмены, депутаты краевой Думы, которые имели возможность увидеть все дыры и прорехи (иногда в буквальном смысле), которыми изобилует и само здание аэровокзала, и все хозяйство предприятия, перед выездным совещанием, которое проводил здесь комитет ГД СК по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ под председательством Евгения Письменного.
Директор аэропорта показал гостям протеки, образовавшиеся после ливней, и залы ожидания, не видевшие ремонта с 1977 года. После этого депутаты засомневались, не опасно ли вообще в этом здании пассажирам находиться.
Одной из главных проблем остается отсутствие питьевой воды. На реконструкцию водопровода в бюджете края было заложено 9,5 миллиона рублей. Однако, как прозвучало на совещании, министерство финансов края до настоящего времени не открыло лимиты бюджетных обязательств... Евгений Письменный предложил подготовить письмо на имя губернатора с просьбой содействовать скорейшему разрешению этой проблемы:
– Аэропорт — жизненно важный объект для края. Безусловно, сегодня мы не решим судьбу этого объекта, но хотя бы сделаем первый шаг...
По информации краевого министерства имущества, уже начался процесс оформления документов по передаче аэропорта «Ставрополь», принадлежавшего предприятию «Кавминводыавиа», в краевую собственность. В ведение края переходят здание аэровокзала и прилегающая к нему территория. Взлетно-посадочная останется в собственности федеральной и финансироваться будет центром. На ее ремонт в период с 2013 по 2015 год из федерального бюджета планируется выделить около 1 миллиарда рублей. Безусловно, это означает, что аэропорт «Ставрополь» получит вторую жизнь. Так что запланированные средства придется отстаивать.
Не все депутаты приветствуют передачу здания и территории в краевую собственность. 
– Если бы объект был достойным, - поделился своим мнением Геннадий Афонин, - его можно было бы передать краю, включить в список объектов, требующих особого внимания, и развивать. Но после того, что мы здесь увидели, думаю, не стоит торопиться...
Михаил Бейрюмов предложил проанализировать возможности аэропорта с учетом мнения туроператоров, менеджмента авиакомпаний и жителей края:
– Я уверен, что спрос на авиаперевозки не упадет, - сказал он. - Поэтому нам нужно оживить аэропорт. И прежде всего начать развивать сервис, поскольку именно это направление приносит аэропортам львиную долю прибыли.
С тем, что нужно развивать, согласились все. Развивать — в чьей бы собственности аэропорт ни находился.