Как власть влияет на зарплату?

Лариса Ракитянская
Состоялось очередное заседание краевой межведомственной комиссии по погашению долгов по заработной плате, возглавляемой зам. председателя правительства Николаем Пальцевым.

На этот раз "на ковер" пригласили руководителей предприятий нашего города, имеющих крупные долги перед своими работниками.

На заседании прозвучала тревожная цифра: почти 16,5 млн рублей не доплатили труженикам предприятий Ставрополя - это более 13 процентов от суммы долга по всему краю.

Накануне заседания председатель комиссии Н.Пальцев и его заместитель - руководитель Государственной инспекции труда в Ставропольском крае У.Салпагаров - побывали в УП "Ставропольгостранс-Сигнал" ГОССМЭП МВД РФ. Здесь 152 работникам задолжали более миллиона рублей. Одна из причин - недофинансирование из бюджета края в сумме 2,6 миллиона. Н.Пальцев в беседе с работниками предприятия подчеркнул: правительство сделает все от него зависящее, чтобы права человека не нарушались. Это прозвучало как серьезное обещание разобраться в ситуации и принять меры к ее исправлению.

Вообще же на заседании комиссии Н.Пальцев озвучил главную мысль: если в задержках заработной платы прямо или косвенно виновата власть - краевая или городская, - то и спрашивать надо именно с власти. Речь идет в первую очередь о своевременности финансирования из бюджетов разных уровней. Взять, к примеру, Ставропольское МУП "Автоколонна № 2". Представитель этого предприятия - зам.директора Е.Зальцман - была очень эмоциональна: защищаться ей пришлось по производственным и финансовым позициям весьма серьезно. Аргументы предприятия просты: собственных средств нет, заработать их в рыночных условиях весьма сложно, тем более что парк автобусов в буквальном смысле дышит на ладан - только 69 единиц "Волжанинов" и "Мерседесов" можно считать "живыми". Плюс лето - "мертвый сезон" для транспортников, когда основной пассажиропоток сокращается из-за отпусков и каникул. Край должен предприятию 660 тысяч рублей, город - 272. Столь значительные суммы образовались из-за того, что в январе-феврале была "чехарда" с перевозкой льготных категорий населения - их то везли, то не везли. Предприятие деньги свои экономно расходует, все траты "прозрачны" - на бензин, ремонт, тех-

осмотр и другие неотложные нужды. Большие убытки автоколонна несет из-за того, что продолжается эксплуатация нерентабельных маршрутов, где себестоимость перевозки одного пассажира составляет чуть ли не 25 рублей, а билет продается за шесть. Отказаться от них нельзя - это было бы равносильно лишить жителей окраин последней возможности добраться до центра.

Представителя администрации Ставрополя спросили, что будет предпринимать в этой ситуации власть. Ответ: график погашения долгов по зарплате имеется. Н.Пальцев подчеркнул, что и минфин края готов помочь материально: долг до конца года может и должен быть погашен. При этом председатель межведомственной комиссии отметил, что в 2005 году именно с транспортными предприятиями города и края пришлось особенно плотно работать, и вывод сделан неутешительный: в Ставрополе должна быть собственная транспортная политика, но Н.Пальцев считает, что ее нет. Председатель комиссии обратился также к представителям Пенсионного фонда, налоговой службы: вы тоже должны апеллировать к городской власти, разговаривать с ней на языке цифр, фактов и закона. Ведь если у предприятия такие серьезные долги по зарплате и по страховым взносам, налогам, то в первую очередь страдают работники: они теряют в пенсии, не получают вовремя отпускные, пособия по временной нетрудоспособности... А народ-то не виноват!

В ООО "ЛИСМА-Люминофор" ситуация несколько иная: рыночные отношения загнали предприятие в угол в буквальном смысле: оно фактически является дочерней фирмой Саранского объединения "ЛИСМА", там сосредоточен основной уставный капитал. Головное предприятие имеет проблему по реализации продукции, выпуск люминофоров из-за этого в Ставрополе практически приостановлен, и с декабря прошлого года наши "люминофоровцы" находятся в хроническом вынужденном простое. Объединение "ЛИСМА" кредитует свою ставропольскую "дочку" по зарплате в последнюю очередь. Но и эти долги надо возвращать. Точка зрения министерства промышленности, транспорта и связи края: раз это частное предприятие, то пусть самостоятельно выплывает из своих проблем. Н.Пальцев не соглашается: мы тут не можем и не должны быть наблюдателями, ведь если люди не получают заработную плату (а это ведь жители нашего города!), то жаловаться они идут к власти и на власть, не воспринимая никаких объяснений от своего руководителя. Руководитель Госинспекции труда У.Салпагаров считает, что в этой ситуации не лишним был бы выход на руководство головного предприятия в Саранске, ведь живем-то мы в одной стране, и Трудовой кодекс действует во всех территориях одинаково. Придется ужесточать отношения, заявил Умар Ильясович...

Слушали и завод "Красный металлист". В структуре "городского" долга по зарплате (16 млн рублей) завод имеет самую большую часть - 7 миллионов 120 тысяч. Здесь 180 человек находятся в режиме вынужденного простоя. Такая большая сумма, как считает генеральный директор ЗАО "КМ" А.Селеменев, сложилась из-за долгов предприятию со стороны краевого, городского бюджетов и незаконных действий прежнего руководителя предприятия. Судебные слушания по фактам присвоения им денег будут еще продолжаться, но на заводе рассчитывают, что до января 2006 года менеджерам удастся превратить в деньги произведенную продукцию и рассчитаться по долгам.

Председатель межведомственной комиссии Н.Пальцев, резюмируя итоги заседания, подчеркнул: у большинства предприятий-должников "заказчиком" выступает государство. И если виновники невыплат жалованья - органы власти, то надо более придирчиво проанализировать степень этой вины. Прозвучало предложение: вынести этот вопрос на заседание правительства края уже в сентябре.