Казачьи напевы «Лады» любят и в Сибири, и во Франции

Ольга Метёлкина

Казачьи напевы «Лады» любят  и в Сибири, и во Франции

Заканчивается пора крещенских святок. В такое время наши далёкие предки, особенно в сельской местности, устраивали весёлые гулянья. В редкой избе не звучали песни. О чём пели на Ставрополье сто-двести лет назад лучше, чем кто-либо, знает заслуженный работник культуры, известный в крае фольклорист Лилия Якоби.

В результате фольклорных экспедиций по Ставропольскому краю ею собрано более трёх тысяч народных песен, часть из которых вошла в репертуар ансамбля «Лада», созданного Лилией Александровной. Сегодня он работает на базе Ставропольского городского Дома культуры. Коллектив этот уникальный. Говорю это не для красного словца, а основываясь на факты. Подробности — из первых уст. О том, как появилась на свет «Лада» и почему стала особенной, прошу рассказать художественного руководителя Лилию Александровну Якоби.

– В 1980 году директор Дома народного творчества Дмитрий Афанасьевич Будянский пригласил меня на беседу и предложил создать ансамбль народной песни из... работников детских садов. Он обосновал эту задумку тем, что детям нужно прививать народную культуру если не с пелёнок, то хотя бы лет с трёх. А для этого надо, чтобы воспитатели и музыкальные работники сами изучали и исполняли народную песню. Из большой группы, собравшейся на организационную встречу, осталось тридцать с лишним человек, которые вошли в ансамбль, с ними я и стала заниматься. Так ансамбль «Лада» стал первым в России творческим коллективом работников детских садов, основанным на базе Дома народного творчества. Многие из них и сегодня составляют его костяк. Слишком многое нас связывает. Мы выдавали замуж по народным традициям, со свадебными песнями, на наших глазах вырастали дети, кто-то из них уже и сам руководит народными коллективами.

– Лилия Александровна, когда для Вас увлечение фольклором стало профессией?

– В 1979 году я окончила Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова. Будучи студенткой, я ездила в фольклорные экспедиции. Диплом защищала на материалах Ставропольского края, в частности, на фольклорном наследии казачьих станиц и казаков-некрасовцев, с которым продолжаю до сих пор работать. Меня привлекла энергия, внутренняя сила казачьей песни. По распределению я приехала в Ставрополь, в музыкальное училище, где возглавила народно-хоровое отделение. В первый же год своей работы я повезла своих учеников в фольклорную экспедицию в Изобильненский, Новоалександровский районы. Потом мы расширяли географию поездок, и везде у нас оставались друзья. Тогда же родилась дружба с Домом народного творчества: совместные фольклорные экспедиции, сотрудничество с творческими коллективами – это всегда поддерживает и помогает.

Когда-то профессор Саратовской консерватории Л.Л. Христиансен, у которого я училась, сказал: «Если вы воспитаете двух-трёх специалистов, которые продолжат ваше дело, считайте, что вы не зря прожили жизнь». Он всё сделал для того, чтобы его ученики поверили, что нужно сохранять, возрождать, развивать народное творчество.

– Профессор Христиансен мог бы гордиться Вами, ведь число Ваших последователей сегодня, наверное, трудно сосчитать...

Казачьи напевы «Лады» любят  и в Сибири, и во Франции

– Многие мои ученики работают по краю и всей России. Важно, что мы не теряем связи друг с другом. В Омской области живёт моя ученица, мы переписываемся и общаемся по телефону, я помогаю ей методическими материалами, она присылает материалы по фольклору Сибири. В далёкой Воркуте моя выпускница организовала детский ансамбль, который исполняет некрасовские песни. В Нефтеюганске работает моя ученица – лауреат международных и всероссийских конкурсов.

– Лилия Александровна, я знаю, что ансамбль «Лада» – коллективный член Ставропольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Ваша деятельность по сохранению национального наследия не раз была оценена наградами и благодарностями ВООПИиКа. А где хранятся уникальные материалы Ваших фольклорных экспедиций? Насколько они доступны?

– Большую часть собранных в фольклорных экспедициях материалов, а это в основном аудиозаписи, я сдала на хранение в Фонд казачьей культуры в Санкт-Петербурге. Кроме того, было издано много сборников: «Ставропольские напевы», «Песни казаков-некрасовцев», в этом году вышла моя книга (спасибо заместителю министра культуры края Галине Иосифовне Шиняк, она помогла в издании книги «Культурное наследие казаков-некрасовцев»). К этой книге есть музыкальное приложение — песни и радиопередачи, записанные мною.

– Но вернёмся к ансамблю «Лада». Как Ваш коллектив впервые попал за границу?

– В 1990 году ансамбль работал на базе Ставропольского Дома дружбы, его директором была Калерия Алексеевна Пшеничникова, которая очень много помогала нам. Помню, как на адрес Дома дружбы пришло письмо из французского города Безье от коллектива «Брамайер», его участники хотели познакомиться с аналогичным коллективом в России. Калерия Алексеевна принесла это письмо к нам прямо на репетицию. Мы загорелись, завязалась переписка. А на следующий год по приглашению Дома дружбы брамайеровцы приехали к нам в гости. Мы их сопровождали во всех поездках, они жили у нас дома. Сложились очень тёплые неформальные отношения. В августе 1991 года наш коллектив должен был выехать во Францию с ответным визитом. Но 19 августа произошёл путч, границу закрыли, билеты пропали, деньги за них не вернули. Мы были в шоке. Что сделали наши французские друзья, когда узнали об этом? Они решили нам помочь. Снарядили делегацию в Ставрополь, поддержали нас морально и привезли гуманитарную помощь. Они передали для коллектива средства, благодаря которым мы смогли в 1992 году поехать с ответным визитом во Францию. Говорить о дружбе, не помня этого, нельзя. Мы благодарны нашим друзьям до бесконечности.

– Однако сложные времена не повлияли на дружеские отношения «Лады» и «Брамайера»...

– Действительно, потом, в 1996 году, была ещё поездка во Францию. Мы были у «Брамайера» на репетициях, вживались в их быт, в их искусство. А они чему-то учились у нас, до нас они были менее общительными. И снова французские друзья сделали нам подарок – купили билеты в Париж. Это были незабываемые дни.

По возвращении домой мы общались через интернет, писали друг другу письма. К сожалению, часто встречаться нет возможности. В прошлом году ансамбль «Лада» отмечал тридцатилетие. Мы написали во Францию, что будем рады видеть «Брамайер» у себя на юбилее, но, видимо, поздновато послали приглашение. «Брамайеровцы» прислали нам поздравление и приглашение на свой юбилей в ноябре 2011 года. Имея в запасе время, «ладовцы» стали постепенно готовиться к долгожданной поездке к друзьям. Каждый старался внести свою лепту в подготовку этого события.

Коллектив выехал на свои собственные средства. Документы оформляли сами участники ансамбля. Нам активно помогали родственники. Так, дочь Л.Н. Семеновой – Юля организовывала через интернет покупку билетов на поезд и самолёт, семья бывшей участницы ансамбля А.Н. Вайнберг содействовала в Москве в оформлении выездных виз. Координировала все действия при подготовке к поездке переводчица Е.В. Сероус, проживающая ныне в городе Безье. Помогали, как и прежде, наши французские друзья.

От имени коллектива хочется также поблагодарить за содействие заместителя министра культуры края Г.И. Шиняк, руководителя управления культуры городской администрации Т.И. Лихачёву и возглавляющую отдел по организационной работе и культурно-досуговой деятельности И.Н. Рощину. Бескорыстную помощь в подготовке приветственного адреса и подарка юбилярам оказали сотрудники Ставропольского городского Дома культуры и его директор Л.Е. Климова. Мы отвезли во Францию фотографии с видами нашего города, которые сделала Л.П. Барабаш.

Программа пребывания во Франции была очень насыщенной. Нас официально принимали в мэрии города Безье. Помимо участия в юбилейном концерте хора «Брамайер», было ещё несколько выступлений. В том числе концерт в ассоциации «Безье – Ставрополь», в храме святого Афродисия, на творческом вечере ансамбля «Лада» и хора «Брамайер» в частном театре Энн Мари в Безье.

* * *

Участники ансамбля ещё долго будут находиться под впечатлением от творческого путешествия к друзьям. Но и французские коллеги, и зрители, побывавшие на выступлениях ставропольской «Лады», наверняка не забудут экзотических для европейского слуха казачьих песен и удивительных костюмов русских артистов, созданных талантливым дизайнером Ольгой Васильевной Черничкиной. И если представление французов о россиянах станет складываться из впечатлений, полученных на концертах таких коллективов, как «Лада», то мы будем вправе гордиться плодами народной культурной дипломатии, важность которых ничуть не меньше встреч на высшем уровне.