Казачий компонент

.

Заседание межведомственной комиссии по развитию казачьего кадетского образования на Ставрополье прошло в комитете СК по делам национальностей и казачества. Его вел заместитель председателя комитета, атаман Ставропольского окружного казачьего общества Терского войска Сергей Пальчиков.

В работе комиссии приняли участие представители комитетов, министерства образования края, руководители казачьих кадетских учебных заведений, школ, реализующих казачий компонент.

– Мы все вместе долго работали над тем, чтобы сформировать полноценную систему казачьего кадетского образования в крае, решали непростые организационные и финансовые вопросы. Комитет взял на себя обязательства по переподготовке и повышению квалификации педагогов и казаков, преподающих в школах. И мы будем ежегодно продолжать эту работу, чтобы воспитанием и обучением детей занимались профессионалы, – подчеркнул Сергей Пальчиков.

По данным начальника отдела воспитательной работы и дополнительного образования детей министерства образования Ольги Пикаловой, на Ставрополье казачий компонент в обучении реализуют 74 школы, всего в крае действует более 290 кадетских казачьих классов. Всего этой подготовкой охвачены более шести тысяч детей, что говорит о высокой востребованности такого обучения.

– В этом году Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа и кадетская школа им. генерала А.П. Ермолова вошли в десятку лучших кадетских учебных заведений России, – сказала Ольга Пикалова. – Безусловно, мы должны продолжать эту работу. Система казачьего кадетского образования в крае востребована детьми и родителями, и сегодня она нуждается в создании единого учебно-методического комплекса, включающего учебные программы, пособия. Это серьезно облегчит работу учителей.

Системно ведется улучшение материально-технической образовательной базы казачьих учебных заведений.
В этом году будет отремонтировано общежитие Буденновского казачьего кадетского корпуса, на что уже выделено 24 миллиона рублей.
На Ставрополье также реализуют казачий компонент два техникума казачьей направленности: в г. Михайловске и станице Григорополисской, средняя школа № 19 в г. Пятигорске, средняя школа № 15 в станице Лысогорской Георгиевского городского округа, школа № 5 в г. Ессентуки, школа №9 в г. Кисловодске, школа №8 в г. Невинномысске и школа № 41 в г. Ставрополе. Железноводский художественно-строительный техникум буквально на днях получил статус учебного заведения, также позволяющий преподавать казачий компонент.
Педагогические коллективы образовательных учреждений уже накопили большой опыт работы в этой сфере, а ученики постоянно становятся победителями всевозможных соревнований и конкурсов краевого и всероссийского уровней.
Участники дискуссии отметили, что любое из упомянутых учреждений вполне могло бы стать полноценным казачьим кадетским корпусом.
Однако, несмотря на видимые успехи, существует ряд проблем, требующих решений: в первую очередь разработки единой учебной программы, дальнейшего совершенствования краевой законодательной базы.

Хорошим подспорьем для педагогов и детей станет выпуск учебного пособия для учащихся 8-х классов, подготовленного авторским коллективом под руководством кандидата исторических наук Владимира Колесникова, который недавно выпустил в свет энциклопедию «Казачество Ново-александровского района Ставропольского края 1794 – 1920 гг.».
Ученый рассказал, что пособие уже написано и готово к выпуску. Оно подготовлено специально для учеников 8-х классов, потому что именно в это время дети по общеобразовательной федеральной программе изучают исторический период, относящийся и к становлению казачества как оплота Российской империи на Северном Кавказе: 1771 – 1870 гг.
 

В сборник включены уникальные исторические материалы, персоналии офицеров, георгиевских кавалеров – уроженцев ставропольских станиц, и фотографии из жизни линейного, кубанского и терского казачества, некоторые изображения будут опубликованы впервые. Кроме того, пособие призвано расширить привычное восприятие казачества только как воинской силы. Авторы стремятся дать детям представление и о казаках-предпринимателях того времени: пивоварах, строителях, землевладельцах, коневодах – их имена восстановлены учеными.
 

Участники диспута пришли к единому мнению, что в Ставропольском крае, благодаря многолетней работе и энтузиазму казаков и педагогов образовательных учреждений, поддержке профильного комитета и министерства образования, создана устойчивая стартовая база для реализации полноценной и уникальной системы образования с казачьим компонентом на основе традиционной культуры, истории и военно-патриотической подготовки детей, что позволяет воспитывать молодое поколение жителей нашего края патриотами своей Родины.
По итогам работы межведомственной комиссии принят ряд решений по продолжению развития казачьего кадетского образования в крае – это и подготовка единой образовательной программы для казачьих кадетских классов, и издание учебного пособия для учащихся.

Валерий Павлов.

казачье кадетское образование, Ставрополье, атаман Сергей Пальчиков