«Кино станет искусством тогда, когда камера будет стоить, как карандаш…»

Никита Пешков

 

«Кино станет искусством тогда, когда камера будет стоить, как карандаш…»

Марк Кроль, 24 года. Режиссер короткометражных фильмов, роликов и репортажей о культурных событиях, происходящих в Ставрополе. В основном его работы можно найти в Интернете, реже – увидеть на каком-нибудь фестивале, если вас туда приведет случай. Самого Марка можно встретить с камерой на мероприятиях, организуемых творческим объединением «Манекен»,  или других культурных событиях, происходящих в городе, но, к сожалению, не очень известных широкому кругу.

Видеосъемка – не основная его деятельность. В обычной жизни он трудится в банковской сфере, этим и зарабатывает на жизнь. О том, почему он вообще снимает, о любительском кино и неофициальной культуре в Ставрополе говорил с Марком Кроль корреспондент «Вечерки».

 

- Как вы вообще начали снимать?

- Какие-то вещи бывает интересно запечатлеть, потом посмотреть. Например, какой-нибудь праздник с друзьями или еще что-то подобное. А вот когда ты начинаешь накладывать на съемку музыку, монтируешь, появляется ощущение творчества. В какой-то момент хочется уже делать что-то более интересное, постановочное, качественное. 

Конечно, хочется уделять этому больше времени, расти, знакомиться с людьми, которым это интересно…

- Что именно вы стараетесь найти в кадре, запечатлеть? 

- Каждый из проектов, с которыми я работал, удивлял по-своему. Что-то конкретно выделить не могу. Потому что было очень много разного. И в каждом находишь что-то новое, интересное для себя. Мне нравится создавать именно атмосферу в кадре. То, что передает эмоции и чувства.

- Какой проект вы запомнили лучше всего?

- Очень запомнилась работа над фильмом «VERTIGO». Меня вдохновил Блок. Идея повествования в фильме возникла, когда я случайно услышал: «Ночь. Улица. Фонарь…». Я решил пойти на эксперимент, когда определенному кадру задавался авторский смысл. Кстати, этот фильм был отмечен на нескольких фестивалях, например, недавно - в Твери, на международном фестивале «Meters». Фильм отметили за лучший монтаж. 

- Вы участвуете в фестивалях? Какое это имеет для вас значение?

- Есть фестивали, которые забываются сразу после окончания, а есть фестивали международного формата, где встречаются самые разные специалисты из разных стран, проводятся мастер-классы, читаются лекции именитыми режиссерами и актерами театра и кино. Всегда важно получать оценку  тех, кто сам снимает кино и знает, как это делается.

- Есть ли в Ставрополе перспективы для деятельности режиссера?

-  У нас сейчас люди достаточно скептически относятся к кино, называемому «любительским». Им скучно, они не могут долго смотреть, оценить фильм  с точки зрения постановки и идеи.

Помню историю, как на одном из заграничных фестивалей  девятилетняя девочка  представила свой фильм, снятый с помощью отца по своей, придуманной истории. Фильм получился очень искренним и поучительным, и девочке дали премию «Дебют года», а многие режиссеры, снимавшие на профессиональную технику, не получили призов. После таких случаев понимаешь, что кино идет из сердца, а не от «спец-эффектов». 

- А ставропольский зритель не воспринимает  в большей своей части того, что снято не на профессиональную камеру и без большого бюджета?

- К сожалению, вкус испорчен  блокбастерами. Нет привычки. Сейчас завоевать зрителя с минимумом средств  действительно трудно.

- Может ли ситуация поменяться? 

- Зритель – разный. Кто-то смотрит красивую шаблонную картинку, напичканную спец-эффектами. В то же время и у нас всегда найдутся свои зрители,  и со временем число их будет расти.

- А как вы представляете себе своего зрителя?

- Изначально, когда приступаю к съемке какого-то ролика, я мысленно оцениваю его со стороны. Если ролик нравится мне, то, наверное, он понравится кому-то еще. Оценка идет через себя. Это касается только  авторского некоммерческого кино. Если проект коммерческий, то учитывается, для кого кино снимается, для какой аудитории, возрастной группы, и строится сценарий согласно этому.

- Как я понимаю, съемки - это не основной род деятельности для вас?

- Сейчас я работаю в банке, в отделе информационных технологий. 

- Если бы вам предложили профессионально зарабатывать деньги съемками и полностью посвятить себя кино, вы бы согласились?

- Наше современное массовое кино на три четверти состоит из какого-то маразма, алчности, тщеславия, мафии и лишь на одну четверть это действительно искусство. Сейчас все же я хотел бы делать авторское кино.

- Есть ли у такого кино перспективы и возможности?

- Да, конечно. Многие говорят, что им чего-то не хватает для  съемок. Это немного странно, потому что сейчас   Россия в этом плане - самая свободная страна за всю ее историю, с большим количеством возможностей. И жалобы выглядят достаточно уныло и звучат, мне кажется, все больше из-за лености.

Кино не является искусством с какими-то правилами. Кино - это как рот человека, который произносит все: от текстов Шекспира до брани. Кино - это всего лишь способ запечатлевать события. На кинопленку снимают рекламу молока и фильмы Тарантино… 

Проблема в том, что в сегодняшнем отечественном кино есть элитарные фильмы, есть киношная попса, состряпанная по западным шаблонам, но нет хорошего  массового кино, которое заставляло бы задуматься, поразмышлять, примерить ситуацию к себе, получить урок, сделать выводы. Вообще расти.

- То есть сейчас есть возможность быть увиденным и услышанным? 

- Конечно! Можно работы выкладывать в Интернет, отправлять для участия в фестивалях, на которых тебя могут увидеть и оценить люди,  непосредственно работающие в кинематографе.

- Но это не приносит много денег, так?

- Смотря для чего ты снимаешь. Когда ты делаешь кино по заказу – это не то же самое, когда ты делаешь его ради самовыражения. Конечно, всем хочется есть, обеспечивать себя, но мне достаточно того, что я имею, и поэтому  я мало завишу от денег в творчестве. Вообще считаю, что если ты занимаешься вещами, которые тебе приносят удовольствия, которые тебе нравятся,  они у тебя будут всегда хорошо получаться. Потому что те вещи, которые делаются в удовольствие,  не могут не получаться. А действительно хорошие вещи рано или поздно будут всегда оценены.

- А вы зарабатывали деньги съемкой?

- Да, было пара рекламных роликов, которые шли  по телевидению. Но все это было простое, без особой идеи. Когда заказчикам предлагаешь что-то творческое, они часто просят попроще, подешевле. В городе нет достойного  уровня рекламы. Люди просят показать  товар, цветом выделить надпись, большой палец вверх - и все.

- Вы работаете с творческим объединением «Манекен»? Как образовалась эта группа?

- Несколько фотографов пришли к общей идее: «Давайте сделаем массовый фотосет, у нас есть знакомые фотографы, посмотрим, что получится». Это было очень спонтанно. Тогда еще не была названия «Манекен». Первый фотосет прошел  под необычным названием «Кефир». Уже после этого появилось название  «Манекен». Так и решили назвать творческое объединение – людей, которые придумывают и организуют фотосеты, а позже – творческие вечера, выставки, видеосъемку.

- Для чего, по-вашему, это было нужно?

- Мне кажется, для объединения людей. У тех, кто сидит дома, кажется, нет возможности проявить себя. А так, когда задана какая-то тема, идея, человек может прийти, показать себя, познакомиться с людьми.

Марк продолжает активно снимать. В ближайшее время он готовит музыкальный видеоклип для ставропольской группы «Ron Jon» при поддержке творческого объединения «МАНЕКЕН» и театра-школы «ОБРАЗ». По его словам, видеоклип будет немного сказочным и мистическим. Есть у Марка и много других идей, но это пока – секрет.