«Классная работа: портрет учителя-словесника». Итоги.

Лариса Ракитянская

Сегодня редакция «Вечернего Ставрополя» подводит итоги своего проекта

Напомним: старт проекту был объявлен в начале ноября 2015 года, когда подходил к концу Год литературы. Мы исходили из того, что для всех, кто так или иначе работает со словом - учится и учит, читает и пишет, - минувший год стал особенным: мы признавались в любви к нашей родной литературе и языку, возвращались к разговору о писателях-классиках, вспоминая об их творчестве и наследии.

Потому что язык и речь — это, по словам известного современного писателя Сергея Алексеева, - «единственная радость нашей жизни, которая дается даром»...

Но как и с помощью кого мы приумножаем этот Дар? От кого принимаем и усваиваем грамматику, кто раскрывает нам тайны стилистики, словообразования, откуда берется в нас понятие синтаксиса, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложении «Казнить нельзя помиловать»? Конечно, это учитель русского языка и литературы!

А какой он человек? Увлеченный, искренний, честный, добрый, умный? Может ли он стать стобалльником, если ему разрешат, доверят или заставят вместе со своими выпускниками сдать ЕГЭ по русскому языку? А какое он напишет сочинение на тему «Что такое счастье?»?

«Вечерка» в конце прошлого года предложила своим юным читателям — ученикам школ нашего города - «поставить оценку» за знание предмета своим учителям-словесникам и сказать: «Это была классная работа!» - работа педагога и воспитателя, труд, который превратится в ваш багаж знаний на всю жизнь.

Лучшие рассказы об учителях-словесниках мы решили публиковать на страницах нашей газеты в надежде, что сам факт такой публикации станет оценкой и ученику, и учителю.

Редакция ставила перед собой задачу, которую пока слабо выполняют СМИ: привлечь юное поколение к чтению бумажной и электронной версии «Вечерки», тем самым обретя потенциальных подписчиков — представителей молодого поколения. Конечно же, целью проекта было и повышение престижа учительского труда.

Кроме того, редакция видела свою задачу и в том, чтобы понять, как — хорошо или плохо - на самом деле учат детей в школе. Вот почему к публикациям в рамках проекта «Классная работа: портрет учителя-словесника» газета подходила не по принципу количества дифирамбов, а оценивала стиль, отмечала подачу, придирчиво смотрела на орфографию и пунктуацию представленных работ.

Всего с момента объявления о старте на проект «заявилось» со своими материалами 17 человек. Большая часть этих материалов была опубликована.

А сегодня мы лишь называем те материалы, которые заслуживают самой высокой оценки:

«На ее уроках никогда не бывает скучно!» - 24 ноября 2015 г. - 3-я полоса, «Если есть предлог внутри, слов пиши не два, а три!» - 24 ноября 2015 г. - 3-я полоса, «Секрет ее прост...» - 3 декабря 2015 г. - 2-я полоса, «Любимый учитель — любимый предмет» - 4 декабря 2015 г. - 3-я полоса, «Мы с вами в одной лодке...» - 8 декабря 2015 г. - 3-я полоса.

Наш проект - совместный с читателями газеты «Вечерний Ставрополь», и в этом смысле он уникален. Потому что партнерами журналистского коллектива редакции стали ученики образовательных учреждений города.

Причем не только старшеклассники. К примеру, ученица 4-го «В» класса из 22-й школы Ксения Юрченко по-детски трогательно написала о своей любимой учительнице О. В. Головиной: «На каждом уроке я открываю для себя что-то новое и интересное и всегда с нетерпением жду следующего урока», - пишет девочка. Такое отношение к русскому языку и литературе тем более ценно, что в 2014 году семья К. Юрченко переехала в Ставрополь из Луганска (Украина).

А Имран Маджидов из 2-й школы к своему материалу подошел с необычной стороны. Он пишет так: «С физикой и географией мы начинаем знакомиться, когда приходим в школу, и только одну науку мы осваиваем с детства - русский язык. Когда мы пришли в первый класс, все мы умели говорить, немного - читать и писать. И тут начались трудности: почему пишется не так, как слышится, почему перестановка ударения может изменить смысл слова. С шестого класса добавились еще причастия, деепричастия, а об оборотах я вообще молчу. По-моему, русский язык - один из самых трудных предметов, и изучение его требует большого труда и дисциплины».

Екатерине Мордвинкиной, ученице 10-го «В» класса лицея № 35, на наш взгляд, удался своеобразный языковой и «журналистский» прием: девушка попыталась (и вполне удачно!) передать «многоголосье» урока русского языка и литературы. Завершая свой материал, автор делает глубокий вывод: «Убеждена, что мой любимый учитель - счастливый человек, ведь в учительской судьбе были, есть и всегда будут дети - ее ученики».

Своей находкой поделилась с читателями и Д. Дьякова, ученица 8-го «Б» класса 35-го лицея. Рассказывая о любимой учительнице, девушка построила материал на «парадоксе»: «Казашка учит нас русскому!». И материал выигрывает не только за счет этого: Д. Дьяковой удалось почти по-журналистски (а не по канонам школьного сочинения) коротко рассказать не только о биографии учителя, но и заставить своего читателя задуматься о таких общественно значимых вещах, как судьба нашей страны. Даша приводит ответ своего учителя на вопрос, как казашка смогла полюбить русский язык больше, чем многие русские: «Даша, - говорит Айман Утаровна Абсалямова, - я ведь родилась в то время, когда мы не задавали вопрос, кто какой национальности. Мы все любили свою огромную Родину и жили одной большой и дружной семьёй»...

Подводя итоги проекта, редакция «Вечерки» говорит своим авторам огромное спасибо за участие, за выдумку, за неравнодушие. Работать с присланными материалами журналисту было довольно просто, и это — еще один «плюс» авторам: буквально всем можно уверенно ставить хорошие оценки по русскому языку — за грамотность и пунктуацию.

И только к стилю можно было бы «придраться»: почти все работы «грешат» одним и тем же — по композиции они выглядят как сочинение на заданную тему. Но это уже претензия, пожалуй, не к самим авторам.

И все-таки мы можем сказать, что детвора наша к слову чутка и неравнодушна, свой родной язык мы любим, а говорить и писать на нем правильно мы только учимся.

Еще раз спасибо всем участникам проекта, а особенно — героиням их материалов — учителям-словесникам! Они и правда — героини — во всех смыслах этого слова.

классная работа, конкурс, учителя