Когда поет гобой

Елена Павлова

Сорок лет в училище

Я встретил его в нашем микрорайоне, Юго-Западном, недалеко от его дома.

— Добрый вечер, Алексей Иванович. С работы? А что так поздно?

— Экзамены. Видите, я с цветами. Преподавателю от благодарных учеников.

Из 50 лет педагогической и исполнительской деятельности музыканта Алексея Ивановича Веселова 40 лет приходится на Ставропольский краевой колледж искусств, так теперь называется бывшее краевое училище искусств. Пришел он сюда в 1968 году, когда оно еще имело статус музыкального училища, и принял класс гобоя, кларнета и фагота.

Сколько начинающих музыкантов прошло за эти 40 лет через опытные руки мастера-виртуоза Веселова! Сколько их работает сейчас в симфонических, духовых и эстрадных оркестрах страны! А сколько в качестве преподавателей передают свои знания новому поколению музыкантов!

Выпускник Ставропольского муз-училища Григорий Чеколда окончил в свое время Новосибирскую консерваторию, он дипломант Всероссийского конкурса. Петр Плахотин после окончания военно-дирижерского факультета при Московской консерватории работал в Чехословакии, а затем в Кировабаде в качества дирижера гарнизонного оркестра. Вячеслав Холотьянц много лет отдал служению в Кисловодском симфоническом оркестре.

Багдад

Пожалуй, далеко не каждый преподаватель Ставропольского колледжа искусств может похвастаться тем, что он обучал музыке иностранных детей. А у Алексея Ивановича Веселова такие выпускники есть. В 1977 году он был направлен в составе группы советских музыкантов на работу в Ирак. Три года провел Веселов в Багдадской музыкально-хореографической школе, которая, кстати, основана была нашими советскими специалистами в 1968 году и где обучение шло по программе, утвержденной Министерством культуры СССР. Отделения школы были полностью укомплектованы советскими специалистами.

Кроме того, Веселов не только преподавал в школе Багдада, ему приходилось играть в национальном симфоническом оркестре, быть исполнителем главных партий.

Выпускники Багдадской музыкально-хореографической школы поступали затем в университеты столицы, а наиболее талантливые и одаренные были рекомендованы на обучение в музыкальные вузы Советского Союза. Два выпускника Веселова были направлены в Институт имени Гнесиных.

Юбилейный концерт

Я вспоминаю сейчас концертную программу, подготовленную Алексеем Веселовым к своему 50-летию. Построил он ее как воспоминание о наиболее значительных вехах в своей творческой жизни.

После вступительных аккордов фортепиано запел гобой. Именно запел, поскольку звучание этого музыкального инструмента очень схоже со звучанием человеческого голоса. Много лет назад 16-летнего Алешу Веселова очаровал этот дивный инструмент на одном из спектаклей Ленинградского академического театра оперы и балета. Он, к тому времени долго певший в школьной самодеятельности, занимавшийся три года в хоре мальчиков при Ленинградской академической капелле, стоял перед выбором профессии музыканта.

Мутационный период закончился у Веселова как раз перед переходом в музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории, и юноше было дано право выбора духового инструмента. Алексей взял в руки валторну, затем заиграл на фаготе. Но ни тот, ни другой инструменты не напомнили ему так ярко вокал, которому были отданы детские и юношеские годы.

Оперный спектакль «Аида», где гобой, казалось, заменял человеческий голос, поставил последнюю точку в выборе инструмента. Позднее появятся в его творческой палитре саксофон и кларнет, английский рожок. Но любимым инструментом останется на всю жизнь гобой.

Годы становления

Когда Алексей Веселов играет на гобое «Аве Марию» Ф. Шуберта, он невольно вспоминает родной город Галич, где родился, свою певческую семью, где воспитывались одиннадцать детей. А разве можно было забыть домашние вечера, особенно зимой, когда темнеет рано? Возвращался с работы отец Иван Алексеевич, управлялась по дому мать, Нина Аркадьевна, заканчивали со школьными уроками дети. Располагались поудобнее, и первой всегда затягивала песню мать. Музыкальных инструментов в семье не было, и потому пели а капелла. Алексей подхватывал песню тут же: как-никак сказывались занятия в хоровом кружке школы и на городских олимпиадах первые места занимал. После нескольких победных олимпиад его посылают учиться в Ленинград, в хор мальчиков.

Ленинградская музыкальная школа и легла в основу дальнейшего образования Алексея Веселова. А отслужив в армии, он возвращается в город на Неве, поступает в музыкальное училище при консерватории, в класс гобоя.

Сколько уже прошло лет, но до сих пор с огромной благодарностью вспоминает Алексей Иванович педагога Ленинградского хора мальчиков Марию Федоровну Саранцеву. А солист Ленинградского театра оперы и балета Вячеслав Михайлович Иванов? Ведь это его блистательная игра на гобое очаровала Алешу на спектакле «Аида». В музыкальном училище при Ленинградской консерватории его преподавателем по классу гобоя стал Семен Александрович Ильясов.

Алексей Иванович Веселов, преподаватель, музыкант-виртуоз. Но рассказ о нем будет неполным, если не сказать еще об одной стороне его деятельности. В своем творчестве он практикует переложения известных вокальных произведений русских и советских композиторов на такой инструмент, как английский рожок. Это и «Вокализ» С. Рахманинова, и «Лирическая пьеса» А. Фаттаха, и «Ариозо воина» из кантаты
П. Чайковского «Москва».

Музыкальная семья

Семья заслуженного работника культуры Алексея Ивановича Веселова, можно сказать, музыкальная. Супруга Маргарита Васильевна — пианистка, много лет проработала концертмейстером в его классе. Хотя сейчас она на заслуженном отдыхе, продолжает работать в Ставропольском Дворце культуры и спорта с детским хореографическим ансамблем «Фантазия», которым руководит ее дочь Елена Зинченко. Кстати, ансамбль этот не так давно вернулся из Турции, где выступал на фестивале «Эгейские звезды», занял там призовые места и был награжден кубками.

Беседовали мы с Алексеем Ивановичем в понедельник, после того как он оба выходных дня провел на рыбалке. Да, Веселов — заядлый рыбак, отдает этому занятию уже более 60 лет. И здесь совсем не важно, с каким уловом ты вернешься домой. Гораздо важнее, что ты снова отдался в объятия природы, надышался чистейшим воздухом над тихими водами озера Маныч, Сенгилеевского озера, Новоегорлыкского водохранилища.

А еще Алексей Иванович — грибник. Он хорошо знает время сбора грибов, умеет отличать съедобный гриб от ложного. Он никогда не приходит домой с пустым лукошком. Леса, хранящие в своих запасах этот вкуснейший продукт питания, никогда не обижают грибника.

На всю жизнь остался любимым спортивным занятием Алексея Ивановича большой теннис. Начал он играть в далеком 1947 году. Участвовал в соревнованиях среди школ, во Дворце пионеров. Через два года получил первый разряд. Веселова-теннисиста хорошо помнят корты ставропольского стадиона «Динамо», общества СКА.

Любовь к большому теннису привил Веселов сыну Владимиру. Тот окончил теннисный факультет Волгоградского института физической культуры, является неоднократным призером краевых и российских соревнований, о чем красноречиво говорят бронзовые и золотые медали, Кубок губернатора. Владимир имеет международный сертификат тренера, ездит по городам России, занимается с детьми.

Алексею Ивановичу Веселову — 75. Он по-прежнему преподает в колледже своим ученикам, играет на своем любимом инструменте — гобое. А когда поет гобой, то, честное слово, и стареть нет времени.

Виталий Задорожный.