Когда правду легче отыскать в фантастике, чем в исторической драме

Наталья Тарновская

Девятого мая между праздничным столом и ожиданием салюта довелось посмотреть несколько киноновинок на тему Великой Отечественной. И, знаете ли, высказаться захотелось.

Первый показал широко разрекламированный фильм с многообещающим названием «В июне 41-го», с Безруковым в главной роли. Безоблачное небо, до спазмов в сердце лирический саундтрек (подтитровая музыка, по-нашему) заставляет сразу же осмыслить весь ужас надвигающейся катастрофы и понять — вот оно, настоящее, долгожданное кино о войне. Особенно вдохновил указанный в титрах военный консультант — значит, фильм исторический будет, а не уже набившее оскомину шоу с ряжеными и пиротехникой.

Всё попадающее в кадр — реквизит, декорации и даже пейзажи просто пропитаны былой славой «Беларусьфильма». Возлюбленная главного героя Ханка очаровательна со своим польским акцентом, неброским макияжем и внушительным гардеробом. Она внучка видного на селе национал-рецидивиста, к тому же натуральная блондинка. Очень миленько выглядит и «Пограничная застава «Дамба», как гласит плакат перед въездом на указанный объект. Прямо санаторий «Дружба» или пионерлагерь «Солнышко», только гипсовых горнистов не хватает. На этом хорошее заканчивается, и начинается сюжет.

Безруков, пардон, лейтенант Буров, герой Халхин-Гола, возвращается из подвалов НКВД, куда попал по ложному доносу как польский шпион, на место прежней службы — западную границу, в объятия прекрасной польки. С самого начала возникает всё крепнущее к середине фильма подозрение, что в казематах Лубянки людей превращали в боевые машины.

Лейтенант Буров из винтовки бьёт еле видимых вдалеке фашистов прямо в глаз. С первого выстрела. Он совершает забеги со сверхзвуковой скоростью под паровоз, плавает, как человек-амфибия, имея сквозное пулевое ранение лёгкого, в огне не горит и даже не плавится. Более того, со сломанной нижней конечностью Безруков совершает очередной дерзкий побег, забывая о хромоте уже через несколько шагов. Из данного киношедевра мы узнаём, что на границе в Великую Отечественную сражался всего только один человек, причём весьма сокрушительно для вермахта.

Единственная недоработка создателей этого Терминатора — проблемы с многозадачностью. Но нашему герою в условиях борьбы с поразительно глупыми фашистами это только на руку, и недостаток элементарной логики в действиях бравого лейтенанта является его преимуществом. С другой стороны, врагов по-человечески можно понять — их непосредственный начальник обуреваем душевными мучениями. Психическое расстройство командира тлетворно действует на всех его подчинённых, включая немецких овчарок. Офицер вне себя из-за того, что мать бросила их с братом, сбежав с любовником-евреем. А тут ещё лейтенант Буров брата этого убивает. Любой свихнётся.

Поэтому основную часть киноленты фашист морально страдает и валит пограничные столбы, которые тут же водружает на место советский киборг. Особенно жалок дуэт Безрукова со столбом на фоне наших старых фильмов о подвигах пограничников в первые дни той войны.

Описанные поворотные события сюжета красиво перемежаются длительными забегами лейтенанта Бурова по Беловежской пуще, на финише он каждый раз объявляется убитым, но, естественно, выживает назло фашистам. В такие минуты врагу начинаешь сочувствовать, а в очередной марафон среди ёлок и пней уже в голос вопишь: «Дяденьки фрицы, ну убейте уже Безрукова наконец. Ведь больше трёх часов кино идёт! Сколько ж можно».

Что хорошо, так это обилие любви, как и положено по канонам Голливуда. Но вот любовь какая-то совсем не наша, с поражающе откровенными сценами, в неожиданных условиях и обстоятельствах. Нужно ли это, уместно ли вообще на языке американского кинематографа рассказывать об этой войне.

После такой исторической драмы фантастический фильм «Мы из будущего» смотреть не хотелось. Просто посуду мыть нужно было, а кухонный телевизор выполнял роль фона. Честное слово, я не ожидала, что фильм с сюжетом о чёрных копателях, попавших в 1942 год на поле ожесточённых боёв, проймёт меня до слёз. Хотя, может быть, от того, что ничего хорошего не ожидала, фильм так поразил. Ляпов масса, конечно, особенно танки из фанеры в глаза бросились и фотографии в солдатских книжках, которых в те времена быть не могло. Но главное ведь не это. Главное то, что кино заставляет взглянуть на события тех лет по-другому, встав вместе с главными героями на место солдат, которые теряли друзей, любимых, умирали за наше право жить.

Четыре индивидуалиста, четыре абсолютно разных типажа - скинхед Череп, геймер Чуха, любитель клубной жизни Спирт и исторически подкованный лидер группы Борман должны пройти испытание войной и временем, чтобы переосмыслить свои нравы и взгляды на жизнь. При всей трагичности ситуации очень много курьёзов и доброго юмора. Интересно смотреть за тем, как складываются отношения ровесников и соотечественников, разделённых временем и техническим прогрессом. Любовь Бормана и санитарки Ниночки очень трогает, парень знает, что девушка должна погибнуть, именно с её останков он снимал трофеи, когда всё случилось… Борман просит прощения у ничего не понимающей подруги и всеми силами пытается спасти её, но историю не перепишешь.

А как хорошо передана атмосфера боя, как показано состояние людей, впервые попавших на передовую. Один с диким криком бросается на врага, как в омут, наплевав на опасность. Другой в ужасе мечется среди рвущихся снарядов. Третий, словно в горячечном бреду, бежит вперёд без цели, бормоча на ходу «Давайте, мужики! Ура, мужики!». Четвёртого же из окопа заставляет выбежать только угроза расстрела. А как прост в истине и сложен эмоционально момент, когда командир приказывает ребятам взорвать вражеский дот! «Мы боимся!» — «Все боятся, но воевать-то нужно!». И бывшие циники и эгоисты берут дот и прорываются со смертельно раненным Чухой на руках к заветному озеру, нырнув в которое, надеются спасти друга и вернуться в современность…

Вытатуированную на плече свастику Череп с кровью сдирает камнем… Прижатая к сердцу пожелтевшая фотокарточка Нины и застывшая на лице Бормана маска неподдельного личного горя… Четверо столько постигнувших за короткое время ребят среди современного безразличного ко всему города, лицом к лицу к группе неофашистов… По-моему, такая истина окупит любые технические погрешности и киноляпы… Это кино посмотреть стоит, хотя бы один раз, любому современному подростку.

Р. S. А поздно ночью шёл «В бой идут одни «старики». Настоящий фильм, о настоящей войне.