Компенсации за карточное мошенничество могут быть уменьшены

Ассоциация региональных банков России (АРБР) подготовила поправки в Гражданский кодекс, по которым суд вправе уменьшить размер убытков, которые взыскиваются с банка по факту необоснованных списаний с карт клиентов. Для этого банк должен доказать, что инцидент произошел из-за неосторожности клиентов. Некоторые из них, например, пишут PIN-коды на банковских картах, вводят его в присутствии посторонних, делятся платежными данными с родственниками.

Президент ассоциации, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил «Известиям», что такая инициатива была высказана на экспертном совете комитета Госдумы по финансовому рынку и отражает позицию банковского сообщества. По словам Аксакова, сейчас поправки направлены на рассмотрение в Минфин и Центробанк; он готов их внести в Госдуму после того, как они выскажут свою позицию по вопросу.

Эта идея возникла у банкиров как защитная реакция на фоне действия нового закона и растущих издержек на компенсации клиентам. С 1 января 2014 года вступили в силу поправки в Закон «О национальной платежной системе» (НПС), в соответствии с которыми банки должны возмещать клиенту ущерб от несанкционированных списаний средств после получения от клиентов уведомления, что данная операция совершена без его согласия. Однако клиент должен уведомить банк о несанкционированных списаниях не позже чем в течение суток после инцидента — в противном случае банк может не возмещать убытки.

Предполагается, что банк будет подавать в суд на клиента с иском о возмещении убытков. Но в суд могут обратиться и клиенты, которым недобросовестный банк затягивает выплату: законом об НПС четкие сроки возврата денег клиенту не предусмотрены.

 

гражданский кодекс, мошенничество