Кому доверить создание сайта?

Геннадий Савелов

В прошлом номере мы рассказали об основных слагаемых стоимости сайта. Сегодня речь пойдет о том, к кому и в каких случаях обращаться за помощью при создании своего ресурса.

Итак, мы уже знаем, что в разработке качественного сайта принимают участие дизайнеры, копирайтеры, программисты и специалисты по поисковому продвижению (оптимизаторы). Все эти специалисты могут работать самостоятельно (фрилансеры) или в веб-студиях. От вашего выбора будет зависеть и стоимость сайта, и его качество. Разберем целесообразность выбора при заказе различных видов сайтов.

Простой персональный сайт-визитка или блог. Если вы не преследуете коммерческих целей, а желаете сделать Интернет инструментом собственного самовыражения или источником дополнительного дохода, то вам подойдет персональный сайт или блог. В целях экономии можно доверить его создание фрилансерам, работающим на удаленной основе. За небольшие деньги (до 5 тысяч рублей) вам разработают простенький дизайн, привяжут к системе управления контентом (CMS) и зальют базу данных на хостинг. Рекомендуем создавать блоги на CMS WordPress, поскольку он прост в освоении и даже если веб-мастер допустит ошибки, их потом будет легко исправить другим специалистам. Такой же блог в профессиональной студии обойдется гораздо дороже, поскольку любой компании следует оплачивать расходы на содержание офиса, зарплату сотрудников и т.п.

Однако если вы свой блог расцениваете как серьезный проект, тогда лучше не экономить.

Сайт общественной организации, школ, дошкольных учреждений. Фрилансеры подойдут и при создании сайта для общественных организаций. Как правило, общественным объединениям важно само наличие площадки в Интернете, своеобразной точки привязки. Также к услугам фрилансеров нередко обращаются школы, детские сады и т.п.  

Сайт государственных учреждений. Если сайт госучреждения не требует реализации специальных сервисов, а служит лишь информационной площадкой, то оптимальным выбором будут малоформатные веб-студии, состоящие из директора, дизайнера и программиста (таких студий в Ставрополе подавляющее большинство). Средняя или даже низкая квалификация специалистов в данном случае не повлечет за собой особых проблем. 

Разработку порталов государственных учреждений следует доверять уже более серьезным фирмам. Проблема заключается в том, что современные технологии не стоят на месте и каждый день предъявляют все более высокие требования к сайтам. Малоформатные веб-студии в ряде случаев не могут справиться с постоянно усложняющимися задачами (в т.ч. в аспекте дизайна, сервиса и т.п.) и фактически закладывают мину замедленного действия под заказчика. Скажем, с течением времени вашему сайте может потребоваться добавление какого-нибудь сервиса, а при установке CMS этого не предусмотрели. 

Конечно, иногда низкое качество сайтов государственных и муниципальных органов власти может объясняться просто: их созданием занимались доморощенные IT-специалисты, которые не являются профессионалами в веб-технологиях. Подобный вариант, конечно, на первоначальном этапе экономит некоторые средства, но в дальнейшем потребует больших вложений. Печальным примером является официальный сайт города Армавира. Сайт создавался системным администратором муниципалитета и был очень слабым. Администратор убедил главу в том, что он сможет все сделать качественно и быстро. Однако не смог. Глава города подал в отставку, а сайт дорабатывается до сих пор в ожидании внеочередных выборов главы города.

Коммерческие сайты. Особого подхода требует создание коммерческих сайтов. Сайт коммерческого назначения является, по существу, инвестицией, благодаря которой владелец намерен повысить свой доход. Однако в действительности в подавляющем большинстве случаев сайты ставропольских предпринимателей являются убыточными. Причина здесь проста: отсутствие комплексного подхода к созданию и дальнейшему продвижению сайта. Разработка коммерческого сайта (и интернет-магазина в особенности) требует такого же внимания, как и любой бизнес-процесс. Другими словами, создание сайта должно начинаться с разработки бизнес-плана с учетом всех особенностей бизнеса (обработка заказа, доставка и учет товара, навигация по сайту и т.п.), и, следовательно, в этом процессе должны участвовать и маркетологи, и специалисты по продвижению сайтов, и программисты, и дизайнеры. 

У нас же большинство студий работают следующим образом: выслушав заказчика, предлагают дизайн, CMS, составляют техзадание, иногда (очень редко!) проводят работы по внутренней оптимизации под поисковые системы, верстают, заливают сайт и сдают его заказчику. А там – трава не расти! В итоге мы можем наблюдать массу (красивых и не очень) малопосещаемых сайтов, плохо продвигающихся в поисковых системах по целевым запросам. А, между прочим, в результате предприниматель несет убытки. 

Объяснений такому состоянию дел существует несколько. Первое – это отсутствие квалифицированных специалистов в местных веб-студиях. На Ставрополье специалистов, разбирающихся в поисковой оптимизации, Интернет-маркетинге, юзабилити (раздел, отвечающий за удобство пользования сайтом), в буквальном смысле единицы. Надо сказать, что их практически нет и в фирмах, давно действующих на рынке (штат обычной ставропольской веб-студии, как правило, состоит из дизайнеров, программистов и фрилансеров-копирайтеров). Поэтому, чтобы не ошибиться при выборе разработчика коммерческого сайта, мы настоятельно рекомендуем поинтересоваться, какие профессии у сотрудников, которые будут участвовать в создании проекта, что конкретного могут посоветовать специалисты веб-студии для развития вашего бизнеса в Интернете. Попросите показать уже реализованные аналогичные проекты, поинтересуйтесь, какую выгоду получили заказчики от созданных ресурсов. На основании полученных данных делайте выводы. И помните: вы заказываете сайт для развития собственного бизнеса, а не бизнеса владельцев веб-студии.