«Край света за каждым углом»

Мария Ильницкая

«Край света за каждым углом»

Эта строчка из известного стихотворения не так давно ушедшего от нас русского поэта Юрия Кузнецова звучит как предупреждение, но мы по-прежнему не слышим, будто начисто лишены слуха и потеряли инстинкт самосохранения.

Судно № 401, самый дорогой и комфортабельный в мире пассажирский и почтовый королевский лайнер под названием «Титаник» при стечении невероятной толпы провожающего народа в сто тысяч человек, чуть ли не под аплодисменты вышел из сухого дока Саутгемптонского порта в Белфасте 10 апреля 1912 года и направился в Атлантику. Чтобы уже никогда не вернуться, упокоясь и медленно ржавея на дне недалеко от ирландских берегов, на океанской глубине в четыре километра. Вместе с собой погребя 1513 человек, умерших в основном от переохлаждения, спаслись лишь 711… В эти выходные во многих странах, прежде всего в Ирландии, хотя раньше предпочитали этого принципиально не делать, отметили 100 лет со дня его трагической гибели.

Плавающий дворец (с 29-ю паровыми котлами и суточным потреблением 825 тонн угля), как его еще называли, был впечатляюще красив и подавляюще огромен со своими приметными четырьмя гигантскими трубами над палубами, необычайно гламурен и тяжел, неся в себе только мартеновскую листовую сталь корпуса весом в 26000 тонн, абсолютное новшество по тем временам, и три миллиона заклепок.

Корабль самоуверенно, теоретически считали абсолютно непотопляемым, потому и посчитали лишним в день спуска на воду со стапелей ритуально разбить о его борт традиционную бутылку шампанского «на счастье»; позже снабдить необходимым количеством спасательных шлюпок – оснастили с расчетом лишь на половину пассажиров и членов экипажа. А компания «Уайт Стар лайн», с гордостью судном владеющая после тестового рейда, не провела соответствующего молебна по случаю выхода новорожденного в свет; впрочем, она никогда их и прежде не проводила, считая суеверием.

Почти русское «авось»…

Три года потратили на его строительство, реализацию инженерных замыслов и 7,5 миллиона долларов. Судно было разделено на 16 водонепроницаемых отсеков. И построено оно было так, что если вдруг выйдет по какой-нибудь причине из строя несколько, два-три из них – каждый запирался за 25 секунд, то есть лайнер был с гарантией застрахован, остался бы при любой неприятности на плаву, и беды не случилось бы. Потому что ее не могло быть вообще никогда. Длина корабля 270 метров, ширина – 28, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,5 метра и от киля до труб - 53 метра, словом, одиннадцатиэтажный дом, да и только.

«Край света за каждым углом»

Кто ж знал, что неожиданно вынырнувший айсберг (его приближения не заметил, по некоторым сведениям, вроде бы крепко выпивший капитан с высоким званием коммандор Эдвард Джон Смит), согласно заключению экспертов, протаранит сразу шесть отсеков, которые мгновенно заполнятся водой. А целый полк заклепок под давлением океанской воды сразу дадут течь, и она примется хозяйствовать поначалу в коридорах, а потом и в каждом уголке судна. И корабль быстро пойдет ко дну, по ходу разваливаясь надвое под собственной тяжестью…

Еще при недавнем прибытии в промежуточный на пути порт Квинстаун все было нормально. Догрузили часть богатых пассажиров в 120 человек – стоимость каюты первого класса доходила до $4350, баснословная сумма по тому времени, и почту (23-летний кочегар, правда, в порту сбежал почему-то). А оркестр играл веселую мелодию (он и уйдет под воду полным составом, численностью в 8 человек, как и капитан, не предпринимавший попыток спастись и унеся с собой тайну поглощения или неупотребления алкоголя); в ресторане, самой вместительной кают-компании, под большой шикарной люстрой ел, пил и общался состоятельный люд, шумел на своих нижних палубах менее денежный народ, когда в общем на всех воздухе запахло грозой. Без всяких молний и грома.

На часах было около двенадцати часов ночи. Просто вдруг стали массово убегать от потоков хлынувшей воды, кто-то продолжал барахтаться и кричать от ужаса и страха и вскоре навсегда замолкал от потери сил; кто-то ломился, оттирая вчера еще уважаемых до унижения и демонстративного поклонения дам и господ, прорываясь к шлюпкам: от суматохи и паники они отправлялись от тонущего судна в ледяной крошке незаполненными на половину. А температура воздуха утром на следующий день, в понедельник 15 апреля, падает еще ниже: от 6 градусов по Цельсию до 3,9.

Венки на воде

Небольшой, по сравнению с инженерным и обслуживающим, медперсонал «Титаника» имел под рукой все необходимое для лечения людей – и набор лекарств, и опыт. Главный врач судна ходил по морю-океану 40 лет. Но к такому развитию событий они оказались не готовы, и все погибли, кроме одной-единственной медсестры. В целом из 885 членов экипажа в живых осталось лишь 212… Вспомните катастрофический финал замечательного художественного фильма «Титаник», который был номинирован в свое время на 14 «Оскаров» и получили 11 статуэток, а его кассовый сбор составил в мире более миллиарда долларов.

Главный режиссер этой чудной ленты, покорившей своей фабулой и содержательным мастерством миллионы людей планеты, Джеймс Кэмерон недавно посетил Россию. Он мало того что сообщил о тяжелом для исполнения переводе существующего фильма в более мощный для эмоционального зрительского восприятия формат 3D, но и рассказал о редком – своем понимании не только Атлантического океана (он как раз вернулся из второй по счету глубоководной экспедиции в Марьину впадину).

Во-первых и в-главных, по его мнению, человечество за время собственного существования беззастенчиво, потребительски привыкло относиться к этим огромным пока природным хранилищам воды и варварски использует их; океаны, кажется, стерпят все: и загрязнения нефтью, химическими отходами и разнообразными стоками, и уничтожение промысловых и иных рыб, и уже реагирует зримо исчезающим животным миром. Океаны на пределе и не могут успевать восстанавливаться, все больше экологически разрушаясь.

Чем это чревато – долго рассказывать не надо, достаточно вспомнить изменения климата. Тем более что такое же отношение все еще сохраняется и с землей, ее плодородным слоем. Будем сами питаться бог знает чем химическим, ускоряя свою, и без того депопуляцию, российский народ, например, уже ее испытывает. Экологи, эксперты совершенно не радуют прогнозами, вообще оставляют всем нам лишь десять лет (!), чтобы хоть как-то измениться. Но инерция, увы, высока.

А благодаря гибели «Титаника», если можно так выразиться, были введены изменения в конструкцию и регламент будущих океанских судов, обязательно, например, полное оснащение их шлюпками. На всякий случай. И поминовение жертв катастрофы, происшедшей сто лет назад, прошло наконец в Ирландии. Капитану, проглядевшему айсберг, правда, памятник поставить не планируется. Родственники же погибших молчаливо опустили на воду с побережья поминальные венки…