Летний день в городе, где пахнет дождем и ладаном

Ольга Метёлкина

Признаюсь честно, в школе я не любила писать сочинения на тему: «Как я провела лето». Отдых в пионерском лагере мне не приносил ни радости, ни особо положительных эмоций... Теперь же совсем другое дело.

Кто-то любит в отпуске «включать морского котика» и поджаривать бока на живописном черноморском берегу. У кого-то бюджет позволяет делать селфи на фоне Эйфелевой башни или Тадж-Махала. Есть еще множество вариантов сменить обстановку, чтобы, вернувшись домой, с хорошим настроением и новыми силами «взяться за старое». Нынешним летом мой отпускной маршрут был ориентирован на север. Нет, не в Заполярье, конечно, а всего лишь в Подмосковье, в те живописные места, где до сих пор еще не ступала моя нога.

Звонкий символ на гербе

К стыду своему, до поездки в Звенигород, я мало что знала о его истории, достопримечательностях и выдающихся личностях, биографически с ним связанных. Совершенно неожиданно моим гидом по современному городу и проводником в прошлое древнего Звенигорода стал местный поэт Евгений Ильин. Есть у него в стихах такие строчки:

Звенигород, Звенигород –

Прекрасный город мой!

Люблю тебя, Звенигород,

Всей русскою душой.

Часть языка 35-тонного Благовестного колокола XVII века.
Часть языка 35-тонного Благовестного колокола XVII века.
 
 
 

Ученые располагают убедительными данными, свидетельствующими о том, что он был основан в начале XII века самим Юрием Долгоруким. В самом названии этого старинного русского города слышится звон древнего колокола, изображенного на его гербе. Кстати, Большой Благовестный колокол – не только символ, но и реальный исторический «персонаж». Отлитый по царскому указу в 1667 году для собора звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, он весил более 2125 пудов (без малого 35 тонн). История сохранила для потомков имя человека, сотворившего это чудо, - пушечных и колокольных дел мастера Александра Григорьева, а также «московского подъемщика Мишки Клементьева», который с дружиной водружал эту махину на звонницу. Уцелев в годы послереволюционного воинствующего безбожия, уникальный колокол погиб в 1941 году, но не от рук приближающихся к Москве фашистов, а по распоряжению отечественных властей. Когда колокола Саввино-Сторожевского монастыря снимали, чтобы отправить на переплавку, самый массивный из них упал и разбился. По другой версии, Благовестный колокол взорвали прямо на звоннице… От него осталась лишь часть «языка» весом в 700 кг, которую показывают туристам и паломникам. В 2003 году в Воронеже была отлита и установлена на прежнее место копия большого Благовестного колокола.

Зачем туристы «чистят» ботинок Антону Павловичу?..

Центральная улица Звенигорода - Московская.
Центральная улица Звенигорода - Московская.
 
 
 

Численность населения современного Звенигорода без малого 22 тысячи человек (для сравнения – на Ставрополье примерно столько же жителей насчитывает Лермонтов). Маленький, зеленый, с перепадами высот, город с первого же взгляда производит прекрасное впечатление. Глядя на его окрестности с возвышенности, вспоминаешь, что здешние места не случайно называют подмосковной Швейцарией. Нынешнее дождливое лето добавило сочной зелени обозреваемому пейзажу и прозрачности по-настоящему чистейшему воздуху.

С самого начала меня не покидало чувство, что когда-то я уже была здесь. Возможно, причиной тому стали классики: многие русские писатели включали описание Звенигорода в свои произведения. Так, упоминание о городе и Саввино-Сторожевском монастыре и его святынях не раз встречается у Ивана Шмелева. «Ох, высокое место, все видать! А леса-то, леса!.. а зво-он ка-а-кой!.. из одного серебра тот колокол, и город с того зовется - Звени-Город», - рассказывает плотник Горкин своему воспитаннику Ване в романе «Лето Господне».

Но даже те, кто близко не знаком с литературной классикой, могли видеть звенигородские пейзажи в кино. Множество фильмов, сцены которых снимались в старинном городе и его окрестностях. Из самых известных следует назвать «Солярис» А. Тарковского, «Бег» А. Алова и В. Наумова, «Дети понедельника» А. Суриковой. Режиссеры особенно любили снимать в Звенигороде картины по произведениям А. Чехова. И это не случайно. Антон Павлович имел самое непосредственное отношение к этому городу.

«Антон Палыч, ваша собачка не кусается?»
«Антон Палыч, ваша собачка не кусается?»
 
 
 

Впервые он приехал сюда с друзьями в 1883 году в гости к коллеге. А вскоре, будучи, как бы сейчас сказали, молодым специалистом, он заменил врача в земской больнице. Доктор Чехов приехал вместе с братом Михаилом и с головой погрузился в работу. Из писем Антона Павловича мы узнаем, что были дни, когда он принимал по 30-40 пациентов. Одновременно с больничной практикой на молодого доктора были возложены и другие обязанности. В частности, приходилось выступать экспертом в местном суде. Новые впечатления легли в основу его рассказов: «В суде», «На вскрытии», «Мертвое тело» и других.

Исследователи полагают, что и повесть «Драма на охоте», оконченная А. Чеховым в 1884 году, также имела отношение к звенигородскому периоду. Даже фамилия местного судебного следователя В.С. Мамышева, приходившегося родственником известному издателю А.С. Суворину, созвучна с фамилией главного героя - судебного следователя Камышева.

«Здесь был Чехов»: кондитерская в центре Звенигорода.
«Здесь был Чехов»: кондитерская в центре Звенигорода.
 
 
 

В Звенигороде Антон Павлович жил недолго, но успел полюбить его. Не случайно же под конец жизни, в 1903 году, когда стало очевидно, что южный климат ему противопоказан, Чехов приехал именно сюда с намерением приобрести дачу. В Звенигороде сохранилось здание бывшей земской больницы, которое до сих пор используется по своему назначению, а также дом, где останавливался Антон Павлович. В 2010 году в центральном сквере города был установлен памятник писателю работы скульптора В. Курочкина. Невозможно пройти мимо него, чтобы не присесть рядом с любимым классиком. Суеверные туристы с маниакальным рвением натирают его бронзовый ботинок и нос пристроившейся рядом собачки. Дикие люди, они даже не догадываются, что не памятник надо надраивать, а Чехова читать, и будет им счастье.

Скульптурам в последнее время в этом смысле явно не везет. В Московском метро «мануальный вандализм» вообще приобрел катастрофический характер. Коллеги-журналисты сообщают, что особенно не везет бронзовым собакам на станции «Площадь революции». Рассказывают, что в дни студенческих сессий к ним выстраиваются целые очереди из желающих «поймать халяву». Любят потрогать наших собак и туристы всех стран и континентов, особенно китайцы. Если так пойдет и дальше, то морды суровых пограничных псов скоро станут мопсоподобными.

Кто благословил Андрея Рублева на создание звенигородских образов?..

Поведенческие клише по отношению к памятникам еще не раз в этом путешествии вызывали у меня недоумение. В сквере у входа на территорию старинного монастыря в Звенигороде в наше время была установлена бронзовая скульптура его основателя - преподобного Саввы Сторожевского. Почтение образу звенигородского чудотворца паломники и туристы выражают по-разному: кто молится возле него, кто трет выглядывающий из-под облачения лапоток и левую руку, кто монетки оставляет, кто селфи делает на фоне святого. Ну да ладно, не суди и не судим будешь…

Сказочная красота Саввино-Сторожевского монастыря.
Сказочная красота Саввино-Сторожевского монастыря.
 
 
 

Саввино-Сторожевский мужской монастырь в Звенигороде – место особенное во всех отношениях. Он был основан в 1398 году на высоком берегу реки Москвы, на холме Сторожи, учеником Сергия Радонежского – монахом Саввой по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича – сына Дмитрия Донского. «Иногда Звенигород сравнивают с Флоренцией эпохи Лоренцо Великолепного Медичи, - пишет Константин Ковалев в книге «Савва Сторожевский» (серия «Жизнь замечательных людей»). - Мол, был такой необычный город, где Юрий Дмитриевич Звенигородский покровительствовал всему, в том числе и искусствам. Потому и строил, привлекал иконописцев».

Специалисты реставрационного подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины в 1918 году исследовали в Звенигороде фрески старинных храмов и отнесли их к рубежу XIV—XV столетий и к школе Андрея Рублева и Даниила Черного. Авторитетные историки убеждены: Андрей Рублев и Савва Сторожевский были не просто современниками. Не исключают, что именно преподобный старец благословил иконописца на создание святых образов. Зрители видят «Спаса Звенигородского» кисти Андрея Рублева в финале одноименного фильма А. Тарковского, и мурашки бегут по коже при его неожиданном появлении в цвете после того, как ты три часа смотрел ленту в черно-белом изображении…

«Молодой Андрей Рублев сначала вместе со своими людьми расписал все соборы Звенигорода - еще до того, как в 1405 году он работал в Благовещенском соборе Московского Кремля, - считает Константин Ковалев. - В Звенигороде же он только начинал. И десять лет, проведенных там за работой, прошли бок о бок с преподобным Саввой».

 

Звенигородский тракт, Царская дорога или просто Рублевка

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре.
 
 
 

Житие преподобного Саввы Сторожевского содержит множество чудес и исцелений, совершенных им при жизни, а также тех, что происходили после его смерти в 1407 году. Официально он был канонизирован в середине XVI века. По некоторым данным, Саввино-Сторожевский монастырь не случайно стал по велению царя Алексея Михайловича (папеньки Петра нашего Великого) первой в России Лаврой. Знаменитые Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители позже получили этот высокий статус. В житии описан эпизод из биографии царя Алексея Михайловича, в котором преподобный явился чудесным образом и спас заблудившегося в лесу под Звенигородом государя от разъяренного медведя.

Дворец Алексея Михайловича Романова в монастыре.
Дворец Алексея Михайловича Романова в монастыре.
 
 
 

В XVI веке в монастырь на богомолье регулярно приезжал Иоанн Грозный с супругой Анастасией, бывал здесь их сын Федор Иоаннович. После разорения обители в годы смуты его возрождением занялись представители новой царствующей династии - Михаил Романов и его отец патриарх Филарет. На протяжении последующей истории Государства Российского, вплоть до известных событий 1917 года, императоры и члены их семей приезжали в Звенигород поклониться мощам преподобного Саввы с верой в их чудодейственную силу. Из Москвы к Саввино-Сторожевскому монастырю специально был проложен Звенигородский тракт, известный как Царский путь или Дорога царей богоизбранных. Теперь это Рублево-Успенское шоссе, та самая пресловутая «Рублевка».

Случай с пасынком Наполеона

Святые врата с надвратной церковью Алексия, человека Божия.
Святые врата с надвратной церковью Алексия, человека Божия.
 
 
 

Самое известное чудо в обители, зафиксированное не только в житийной литературе, но и в записках непосредственного свидетеля, произошло во время Отечественной войны 1812 года. 12 сентября после сражения под Звенигородом между русским отрядом генерала Фердинанда Винцингероде и 4-м корпусом наполеоновской армии под командованием пасынка Бонапарта генерала Эжена де Богарне французы вошли в Саввино-Сторожевский монастырь. Завоеватели по своему обычаю занялись грабежом. Богарне, утомленный боем, намеревался отдохнуть в одной из келий. Генерал и сам не понял, было то с ним во сне или наяву, но в своем дневнике он сделал запись о том, что неожиданно в келье появился старец в черном монашеском облачении, который велел прекратить расхищение монастырского имущества. «Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым», - сказал монах, после чего его фигура как будто растворилась в воздухе. Наутро, зайдя в церковь, Богарне увидел икону с изображением ночного гостя. Это был образ преподобного Саввы Сторожевского. Пораженный генерал все сделал так, как велел ему преподобный. Эжену де Богарне действительно удалось вернуться на родину живым и невредимым. Некоторые источники утверждают, что перед своей кончиной в 1824 году принц Эжен принял православное крещение с именем Евгений. «Российская тема» рода Богарне продолжилась неожиданным образом:  сын генерала – внук «той самой» Жозефины – Максимилиан женился на любимой дочери императора Николая I Марии. В их браке родилось семеро детей, которые носили титул светлейших князей Романовских.

Мощи Звенигородского чудотворца вернулись в родную обитель

Святой источник-купальня.
Святой источник-купальня.
 
 
 

В Саввино-Сторожевском монастыре не раз бывал и Александр Сергеевич Пушкин. Живя почти рядом, в бабушкином имении Захарово, до отъезда в Царскосельский лицей он регулярно посещал обитель. События одной из самых ранних его юношеских поэм под названием «Монах», написанной в 1813 году, происходили именно здесь. Спустя десять лет Александр Сергеевич описал Саввино-Сторожевский монастырь в другом своем произведении, которое не было окончено:

На тихих берегах Москвы

Церквей, венчанные крестами,

Сияют ветхие главы

Над монастырскими стенами.

Кругом простерлись по холмам

Вовек не рубленные рощи,

Издавна почивают там

Угодника святые мощи.

Любопытно, что автор скандальной «Сказки о попе и работнике его Балде» серьезно подошел к литературному переложению жития игумена Саввы на современный язык и сделал это по-пушкински блестяще.

По дороге к Саввину скиту.
По дороге к Саввину скиту.
 
 
 

Как и во времена Александра Сергеевича, нынешние паломники стремятся попасть в святая святых обители – Саввинский скит. Он находится в полутора километрах от основных монастырских объектов, вблизи святого источника. «Среднестатистические» туристы обычно сюда не доходит. Если бы не мой гид Евгений Макарович, то и я вряд ли попала бы в пещеру, где, по преданию, в уединении молился преподобный Савва. На подходе к ней мы попали под дождь: вовсю светило солнце и крупные теплые капли падали из невесть откуда набежавшего облачка.

Вход в пещеру преподобного Саввы Сторожевского.
Вход в пещеру преподобного Саввы Сторожевского.
 
 
 

В маленьком темном гроте тускло горела лампада, монах, держа в руках догорающую свечку и не замечая, как капли воска обжигают пальцы, читал акафист Звенигородскому чудотворцу, преподобному Савве Сторожевскому. Глаза постепенно привыкли к темноте, и стало видно, что в гроте поместились всего шесть человек. В нише одной из стен проступали черты святого образа: сначала нимб над головой и свиток в руках, затем лик преподобного. Мерцающий свет лампады падал на мозаичный портрет, отчего казалось, что он оживает...

23 августа - один из особых дней, в который Православная Церковь вспоминает преподобного Савву Сторожевского, - второе обретение его святых мощей. После того как в Советской России было принято постановление Народного комиссариата юстиции о повсеместном организованном вскрытии мощей в храмах и монастырях, представители новой власти явились в Саввино-Сторожевский монастырь. Долгое время после изъятия было известно лишь то, что мощи Звенигородского чудотворца в 20-е годы XX века выставлялись в качестве экспонатов на выставке по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, а после передачи на Лубянку затерялись где-то в подвалах «режимного объекта». И лишь в годы перестройки стало известно, что более полувека православная святыня хранилась в семье М.М. Успенского, который в 20-е годы работал в Государственном историческом музее и был членом Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области. Останки Саввы Сторожевского ему передал сотрудник ЧК на Лубянке. С риском для себя Михаил Михайлович и его супруга Софья Дмитриевна сохраняли святыню. Перед смертью бывший музейщик просил родственников передать мощи в надежные руки. В 1985 году святыня оказалась в Московском Свято-Даниловом монастыре, а спустя еще 13 лет, в дни празднования 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря мощи вернулись в родную обитель. С тех пор к ковчегу, установленному в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, ежедневно приходят поклониться сотни верующих...

* * *

Погода неожиданно порадовала, разбавив солнцем череду пасмурных холодных дней. Пахло теплым коротким дождем и монастырским ладаном. Мы уезжали из Звенигорода со светлым умиротворением на душе.

Фото автора.

Читайте также: В гости к пресноводным крабам — загадывать желания

летний отдых, Саввино-Сторожевский монастырь, Андрей Рублев, Звенигород, путешествие, Подмосковье, Чехов