Любить то, что делаешь...

Лариса Ракитянская

На конкурсах педагогического мастерства реализуется давнее и тайное желание заглянуть на «учительскую кухню»

Мне нравится бывать на конкурсах педагогического мастерства «Учитель года». Знаю, почему: здесь реализуется давнее и тайное желание заглянуть на «учительскую кухню». Ведь со школьной скамьи мы все видим учителя лишь у доски – как на сцене. А так хочется узнать, какой он человек!

На конкурсе педмастерства «закулисье» открывается, тайное становится явным – видны чувства педагога. Это нервное потирание переносицы, это дрожание ресниц, судорожные попытки быстренько поправить прическу перед самым началом выступления.

А зритель – члены жюри, «болельщики»-коллеги или (как я) просто наблюдатели – всегда словно «на подзарядке»: все буквально чувствуют, как вливается в зал энергия мысли учителя...

Вся эта неделя для 31 учителя школ нашего города и 23 воспитателей детских садов – участников второго городского этапа конкурса «Учитель года России – 2016» и «Воспитатель года России – 2016» оказалась насыщенной и напряженной – шел очный этап состязаний, а в нем оказались не очень-то простые испытания.

К примеру, для тех, кто представлял номинацию «Педагогический дебют», вторник прошел под знаком конкурсного задания «Презентация педагогического проекта по теме: «У меня это хорошо получается».

Сначала усердие, потом – опыт и польза

Скажу сразу: то, что мне удалось посмотреть и подсмотреть, можно определить словом «прилежание». Старательно, вдумчиво и кропотливо готовились к испытанию конкурсантки. Очевидно было и то, что некоторые из них только-только шагнули в классы – прямо со студенческой скамьи. Именно «дебют» показывали молодые учителя, учитывая, что пребывание в профессии у одних – полтора года, у других – четыре месяца. Но таковы уж условия: в «Педдебюте» могут участвовать только те, у кого стаж работы педагогом не превышает трех лет.

Однако, как мне показалось, все конкурсантки здорово овладели искусством самопрезентации. А уж по части научной обоснованности, реалистичности, аргументированности, культуры презентации каждой темы, спору нет, были основательно подготовлены.

Короче говоря, некоторым участницам удалось показать понимание своей задачи, иным и «поплавать» пришлось, отвечая на вполне доброжелательные, но все же весьма въедливые вопросы членов жюри.
Впрочем, уже в одном этом была видна соревновательность. И на этом виде состязаний, думается, конкурсанткам пришлось больше учиться, впитывать, постигать, делать открытия. Ну что ж, на то и конкурс, на то он и дебют!

Урок – театр, театр – общение. А дальше – целый мир!

Полина Игоревна Андриянова, учитель французского и английского языков из 42-й школы
Полина Игоревна Андриянова, учитель французского и английского языков из 42-й школы

Полина Игоревна Андриянова, учитель французского и английского языков из 42-й школы (с углубленным изучением английского языка – педстаж четыре месяца) рассказывала, как «метод драматизации» может развивать у школьников навыки речевого взаимодействия. Этот ее проект – фактически театральная постановка, пьеса на иностранном языке, которую разыгрывают дети. Спектакль   – действо костюмированное, представленное, к примеру, на языке Шекспира...

Полину Игоревну всё расспрашивали: вот, допустим, ученик выучил фразу, справился с произношением. А понимает ли он контекст, пользуется ли заученными фразами на уроках сознательно? Учитель отвечала «да» и подтверждала: это видно на уроках даже по таким моментам, как ребенок строит фразу, как ведет монолог или диалог, что является самым сложным в языковой практике... Один из членов жюри был еще более дотошен: а вы позволяете детям импровизировать? Конечно, отвечала Андриянова. Она уже успела убедиться: именно импровизация позволяет детям развивать речевые навыки. И тут уж надо такое старание поощрить – похвалить ребенка...

У молодого педагога П. И. Андрияновой уже сложился свой девиз в профессии: «Добивайся всего сама!».

– В моей профессии есть огромный простор для творчества, – утверждает Полина Игоревна еще в тексте самопрезентации. – Каждый день передо мной стоит одна из важнейших задач: не только научить, но и построить учебные занятия так, чтобы побуждать детей мыслить творчески, действовать и находить решения самостоятельно. Этого требуют современные стандарты, этого требует жизнь...

Математика и жизнь: чаще учимся вычитанию

Анна Александровна Архакова, учитель математики из 22-й школы
Анна Александровна Архакова, учитель математики из 22-й школы

Анна Александровна Архакова, учитель математики из 22-й школы, имеет стаж в профессии всего-то год. Не потому ли девиз ее «самоубеждающий» и вполне оптимистичный: «Дорогу осилит идущий!». Молодая учительница уверена, что образовательный процесс  – это другая реальность, иное измерение.

Но оно не должно быть оторвано от жизни, а потому на конкурс Анна Александровна представила свой проект внеурочной деятельности «Серия практико-ориентированных занятий по формированию финансово-экономической грамотности в условиях современного информационного пространства». Звучит довольно наукообразно, но к жизни имеет отношение самое прямое: молодой педагог поставила себе цель научить школьников грамотно владеть денежными ресурсами. А в содержание внеурочных занятий включила рассказ о банковских продуктах, о том, как не попасть в «кредитную яму». А еще темы – «Секреты составляющих заработной платы», «ЖКХ. За что и кому платим?», «Startup» – технологии организации своего дела» – позволяют детям не только подготовиться к ЕГЭ, в который включены задачи, связанные с бизнесом и кредитованием, но и содержат житейские ситуации. Например, как экономить электроэнергию, воду, тепло...

Все это только на первый взгляд кажется весьма далеким от математики как школьного предмета. Анна Александровна старается убедить своих учеников, что жизнь предлагает решать математические задачки не только на вычитание, как принято шутить у взрослых. А. А. Архакова считает, что, переступая порог школы, учитель становится волшебником – помощником для своих подопечных. Не зря же она использует в своей педагогической практике слова, когда-то сказанные великим математиком Н. И. Лобачевским: «Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни»...

учитель года, учителя