Mass Effect: Andromeda. Послесловие
Станислав МаслаковНесмотря на множество обидных недоработок, эта игра претендует на нечто большее, чем кажется на первый взгляд
Конечно, писать о компьютерной игре через месяц после релиза – дело неблагодарное. Но, во-первых, мы обещали вернуться к теме после прохождения, а во-вторых, и это куда важнее, килотонны рецензий, написанных по поводу Mass Effect: Andromeda, смакуют на разный лад одни и те же малозначительные детали и оставляют за бортом главное.
Вообще любой отзыв – это всегда некоторое культурологическое исследование. Мы рассматриваем некое произведение, оцениваем по тем или иным критериям качества, сравниваем с аналогами, пытаемся найти объективные аргументы для подтверждения своих субъективных впечатлений. И, как правило, забываем, что у любого творческого акта, тем более когда речь идёт об интерактивном искусстве, всегда две стороны. Талант и профессионализм требуются не только со стороны создателей, но и у тех, кто данное произведение воспринимает.
В случае с Mass Effect: Andromeda всё оказалось не идеально с обеих сторон. Команда Bioware выпустила, по сути, сырой продукт, который при стомиллионном бюджете и сценарных находках мог бы претендовать на многое, но увы. Для коммерчески успешного блокбастера слишком плохо сработал контроль качества, а для статуса шедевра и штучного товара (как в случае с последним «Ведьмаком») был избран изначально неверный подход. Но потенциал и того, и того в игре присутствует. А почтенная публика вместо того, чтобы попытаться разглядеть лес за деревьями и действительно великолепную игру за малозначительными «косяками», сосредоточилась как раз на них, лишив себя, по меньшей мере, удовольствия от некоторого количества часов альтернативной виртуальной жизни.
Первый патч, конечно, исправил многие ошибки, над которыми глумились все интернеты нашей планеты, но шанс на вау-эффект был уже упущен. Mass Effect: Andromeda каждый второй называет худшей игрой Bioware, даже слабее Dragonage: Inquisition. Правда, такая позиция вызывает сомнения в том, действительно ли человек по-настоящему играл в них, чтобы иметь право на подобное сопоставление.
Дело в том, что, несмотря на все свои недостатки, Mass Effect: Andromeda получилась на удивление интересной игрой. Её интересно не просто проходить, а проживать. По крупицам собирать знания о новом мире, искать выход из поначалу безнадёжного положения, формировать личность и биографию своего виртуального альтер-эго. Как ни удивительно, даже такой занудный аспект как исследование планет, сбор ресурсов и выполнение стандартных квестов а-ля «собери 10 образцов чего-нибудь» продуман так, что умудряется не надоедать и не раздражать. Почти всегда это делается по пути, в процессе решения более важных задач. Там, где изначально в этом вопросе недожали, первый патч всё исправил: к примеру, красивые, но однообразные перелёты внутри планетарных систем теперь можно проматывать. Обязательные для этой серии головоломки пересажены в новый «инопланетный» контекст и, опять же, их как никогда ранее интересно разгадывать. Даже Кодекс – совокупность всех добытых сведений – впервые интересно читать. Текста не слишком много, он лаконичен, гибок и хорошо написан, в нём много приятных отсылок не только к классической трилогии, но и к нашей современности, к актуальным научным и философским проблемам.
Но всё это в совокупности не слишком отвлекает от истории главного героя, которая замечательно вплетена в контекст множества других историй – совершенно разных по масштабу, глубине и жанру. Отдельно хочется похвалить так называемые квесты на лояльность. В большинстве своём это действительно красивые, захватывающие «рассказы внутри рассказа», каждый в своём жанре и своих декорациях. В совокупности они даже несколько затмевают главную сюжетную линию, что тоже скорее хорошо, чем плохо. Она ведёт к предсказуемому финалу, который, по сути, у игры всего один. Но от множества выборов игрока зависит то, каким именно он будет – торжеством надежды или пирровой победой с послевкусием безнадёги. Но, в отличие от предыдущих частей, кропотливая работа над тем, чтобы все спутники героя дожили до победы, не превращается в дополнительную головоломку, замешанную на сомнительных в этическом плане шагах. Всё стало проще и логичнее: если по-настоящему заботиться о своей команде, эти усилия будут вознаграждены не только в числовом эквиваленте, но и эмоционально.
То же самое можно сказать и о романтических линиях. Они достаточно разнообразны, не столь банальны, как в предыдущих частях и местами способны удивить. Иногда логика событий и моральный выбор влияют на них сильнее, чем изначальные пожелания игрока. И из простой забавы для подростков они превращаются в нечто большее: видно, что это не игра в одни ворота, а часть во многом непредсказуемой жизни.
Пожалуй, именно в этом заключается главная победа создателей Mass Effect: Andromeda. Несмотря на сомнительный подход к работе над игрой, они смогли воплотить совершенно иррациональную мечту человечества о ближайшей к нам спиральной галактике, которая расположена в 2,5 миллионах световых лет, и пока что в равной степени недостижима и непостижима. Да, вроде бы, и не особо нужна: нам бы свою для начала освоить. Но что-то неуловимое тянет нас именно туда – вспомните знаменитый роман Ивана Ефремова. А родная планета, Солнечная система, наша Галактика – это важные, но промежуточные вехи на пути к этой цели. Зачем нам туда? В игре даётся свой ответ, логично проистекающий из событий первой трилогии. Но даже там он неоднозначен: это и бегство от себя, и поиск себя же, но подлинного; способ спастись от неизбежного и по-настоящему начать всё заново. Но в любом случае в нашей культуре это предельный фронтир – о чём-то ещё более далёком попросту не получается мало-мальски правдоподобно мечтать.
Игра в таком смысловом поле сложна и опасна: слишком много свободы, слишком мало ориентиров. А главное – она требует соразмерного масштаба. И коллективный разум Bioware оказался в этом плане слабее и приземлённее того же Ефремова. Mass Effect: Andromeda могла бы стать шедевром, но не стала. Тем не менее, она рассказала интересную историю в новых декорациях и создала новый, живой мир. Если в работе над продолжением авторы осознают грандиозность стоящего перед ними вызова (а холодный душ критики вполне способствует этому), если они станут на порядок смелее и мудрее, забудут про аутсорс и голливудский конвейерный подход, то следующая часть Mass Effect имеет все шансы на прорыв. Но для этого им придётся сделать то же самое, что многим героям этой игры: подняться над самими собой и перейти в качественно иное состояние.