Mass Effect: Andromeda. Послесловие

Станислав Маслаков

Несмотря на множество обидных недоработок, эта игра претендует на нечто большее, чем кажется на первый взгляд

Mass Effect: Andromeda. Послесловие
Mass Effect: Andromeda. Послесловие

Конечно, писать о компьютерной игре через месяц после релиза – дело неблагодарное. Но, во-первых, мы обещали вернуться к теме после прохождения, а во-вторых, и это куда важнее, килотонны рецензий, написанных по поводу Mass Effect: Andromeda, смакуют на разный лад одни и те же малозначительные детали и оставляют за бортом главное.

Вообще любой отзыв – это всегда некоторое культурологическое исследование. Мы рассматриваем некое произведение, оцениваем по тем или иным критериям качества, сравниваем с аналогами, пытаемся найти объективные аргументы для подтверждения своих субъективных впечатлений. И, как правило, забываем, что у любого творческого акта, тем более когда речь идёт об интерактивном искусстве, всегда две стороны. Талант и профессионализм требуются не только со стороны создателей, но и у тех, кто данное произведение воспринимает.

Mass Effect: Andromeda. Послесловие
Mass Effect: Andromeda. Послесловие

В случае с Mass Effect: Andromeda всё оказалось не идеально с обеих сторон. Команда Bioware выпустила, по сути, сырой продукт, который при стомиллионном бюджете и сценарных находках мог бы претендовать на многое, но увы. Для коммерчески успешного блокбастера слишком плохо сработал контроль качества, а для статуса шедевра и штучного товара (как в случае с последним «Ведьмаком») был избран изначально неверный подход. Но потенциал и того, и того в игре присутствует. А почтенная публика вместо того, чтобы попытаться разглядеть лес за деревьями и действительно великолепную игру за малозначительными «косяками», сосредоточилась как раз на них, лишив себя, по меньшей мере, удовольствия от некоторого количества часов альтернативной виртуальной жизни.

Mass Effect: Andromeda. Послесловие
Mass Effect: Andromeda. Послесловие

Первый патч, конечно, исправил многие ошибки, над которыми глумились все интернеты нашей планеты, но шанс на вау-эффект был уже упущен. Mass Effect: Andromeda каждый второй называет худшей игрой Bioware, даже слабее Dragonage: Inquisition. Правда, такая позиция вызывает сомнения в том, действительно ли человек по-настоящему играл в них, чтобы иметь право на подобное сопоставление.

Mass Effect: Andromeda. Послесловие
Mass Effect: Andromeda. Послесловие

Дело в том, что, несмотря на все свои недостатки, Mass Effect: Andromeda получилась на удивление интересной игрой. Её интересно не просто проходить, а проживать. По крупицам собирать знания о новом мире, искать выход из поначалу безнадёжного положения, формировать личность и биографию своего виртуального альтер-эго. Как ни удивительно, даже такой занудный аспект как исследование планет, сбор ресурсов и выполнение стандартных квестов а-ля «собери 10 образцов чего-нибудь» продуман так, что умудряется не надоедать и не раздражать. Почти всегда это делается по пути, в процессе решения более важных задач. Там, где изначально в этом вопросе недожали, первый патч всё исправил: к примеру, красивые, но однообразные перелёты внутри планетарных систем теперь можно проматывать. Обязательные для этой серии головоломки пересажены в новый «инопланетный» контекст и, опять же, их как никогда ранее интересно разгадывать. Даже Кодекс – совокупность всех добытых сведений – впервые интересно читать. Текста не слишком много, он лаконичен, гибок и хорошо написан, в нём много приятных отсылок не только к классической трилогии, но и к нашей современности, к актуальным научным и философским проблемам.

Mass Effect: Andromeda. Послесловие
Mass Effect: Andromeda. Послесловие

Но всё это в совокупности не слишком отвлекает от истории главного героя, которая замечательно вплетена в контекст множества других историй – совершенно разных по масштабу, глубине и жанру. Отдельно хочется похвалить так называемые квесты на лояльность. В большинстве своём это действительно красивые, захватывающие «рассказы внутри рассказа», каждый в своём жанре и своих декорациях. В совокупности они даже несколько затмевают главную сюжетную линию, что тоже скорее хорошо, чем плохо. Она ведёт к предсказуемому финалу, который, по сути, у игры всего один. Но от множества выборов игрока зависит то, каким именно он будет – торжеством надежды или пирровой победой с послевкусием безнадёги. Но, в отличие от предыдущих частей, кропотливая работа над тем, чтобы все спутники героя дожили до победы, не превращается в дополнительную головоломку, замешанную на сомнительных в этическом плане шагах. Всё стало проще и логичнее: если по-настоящему заботиться о своей команде, эти усилия будут вознаграждены не только в числовом эквиваленте, но и эмоционально.

Mass Effect: Andromeda. Послесловие
Mass Effect: Andromeda. Послесловие

То же самое можно сказать и о романтических линиях. Они достаточно разнообразны, не столь банальны, как в предыдущих частях и местами способны удивить. Иногда логика событий и моральный выбор влияют на них сильнее, чем изначальные пожелания игрока. И из простой забавы для подростков они превращаются в нечто большее: видно, что это не игра в одни ворота, а часть во многом непредсказуемой жизни.

Mass Effect: Andromeda. Послесловие
Mass Effect: Andromeda. Послесловие

Пожалуй, именно в этом заключается главная победа создателей Mass Effect: Andromeda. Несмотря на сомнительный подход к работе над игрой, они смогли воплотить совершенно иррациональную мечту человечества о ближайшей к нам спиральной галактике, которая расположена в 2,5 миллионах световых лет, и пока что в равной степени недостижима и непостижима. Да, вроде бы, и не особо нужна: нам бы свою для начала освоить. Но что-то неуловимое тянет нас именно туда – вспомните знаменитый роман Ивана Ефремова. А родная планета, Солнечная система, наша Галактика – это важные, но промежуточные вехи на пути к этой цели. Зачем нам туда? В игре даётся свой ответ, логично проистекающий из событий первой трилогии. Но даже там он неоднозначен: это и бегство от себя, и поиск себя же, но подлинного; способ спастись от неизбежного и по-настоящему начать всё заново. Но в любом случае в нашей культуре это предельный фронтир – о чём-то ещё более далёком попросту не получается мало-мальски правдоподобно мечтать.

Mass Effect: Andromeda. Послесловие
Mass Effect: Andromeda. Послесловие

Игра в таком смысловом поле сложна и опасна: слишком много свободы, слишком мало ориентиров. А главное – она требует соразмерного масштаба. И коллективный разум Bioware оказался в этом плане слабее и приземлённее того же Ефремова. Mass Effect: Andromeda могла бы стать шедевром, но не стала. Тем не менее, она рассказала интересную историю в новых декорациях и создала новый, живой мир. Если в работе над продолжением авторы осознают грандиозность стоящего перед ними вызова (а холодный душ критики вполне способствует этому), если они станут на порядок смелее и мудрее, забудут про аутсорс и голливудский конвейерный подход, то следующая часть Mass Effect имеет все шансы на прорыв. Но для этого им придётся сделать то же самое, что многим героям этой игры: подняться над самими собой и перейти в качественно иное состояние.

рецензия, Mass Effect, RPG, Andromeda, Туманность Андромеды, компьютерные игры