Мат и «…матика» ­ где исток?

Лариса Ракитянская

Вот вам и тема для разговора о жизни. Со школьным учителем МОУ лицей № 8 Инной Ивановной Рыбалко. Это не разговор даже – монолог. Обеспокоенный и очень педагогичный. Но в нем не только проблема, есть и проблеск надежды: выпускники на уроке нравственности задумались. Значит, учителя таки достучались до душ?!

Инна Ивановна рассказывает:

­ Прозвенел последний звонок, и выпускники с алыми лентами двинулись на Комсомольскую горку. Последний урок нравственности в лицее № 8 навеял на ребят грусть и тревогу. Под аккомпанемент рояля и скрипок разговор шел о том, как страшно, когда человек теряет память, забывая о самом дорогом. Люди с потерей памяти становились манкуртами (рабами), утрачивали способность сопереживать, сострадать, помнить свое прошлое. Отсутствие эмоционального интеллекта превращает человека в робота.

Осмысливая это, выпускники тихонько о чем­то беседовали между собой. Разбитые на зеленой траве палатки привели многих в недоумение, в особенности нас, учителей. Лозунги и транспаранты кричали двояко: об отсутствии равнодушия их авторов и… об отсутствии культуры. Экологическое состояние города должно вроде бы взволновать каждого: бойкая продажа земли парков, скверов, лесных массивов под строительство превращает город в асфальто–каменного монстра; разбазаривание богатств, принадлежащих детям, внукам и их потомкам, лишает город «зеленого» будущего. Но лающие фразы на лозунгах, отчасти претендующие на поэзию, все же адресованы сегодняшней молодежи! Она и без такой лексики­то легко теряется в поисках ценностей. А мы, выходит, еще и помогаем убедиться в продажности всего, что окружает нас, и обезоруживаем в выборе средств борьбы с безнравственностью...

Неподалеку от палаток мальчик из какой­то школы по брезенту рисовал на память маркером свои иероглифы. На замечания не реагировал, и маркер пришлось отобрать. С честными глазами просил он вернуть свое «оружие», обещая прекратить художества. Заполучив собственность, продолжил свое грязное дело. Что делать? Кричать о наглости и хамстве? А рядом – эти самые лающие лозунги, научающие смелости и категоричности: «Не робей в выборе средств борьбы!»…

Но жизнь продолжается. Люди остаются людьми на двух ногах, без копыт и рогов. Но почему­то не всегда задумываются о высшем человеческом предназначении. И приходят на ум давно сказанные слова психолога Маслоу: «Человек рождается кандидатом в человека, но не всегда им становится». Что бы ни надумали сделать взрослые – пусть даже самое хорошее, ­ нам надо помнить, что вовлекать хрупкое детское сознание в эти проблемы следует осторожно. Чтобы не навредить!