Мелодии старой Руси

Елена Павлова
Мелодии старой Руси

Организатор фестиваля – председатель Союза славянских организаций Ставрополья Владимир Нестеров – говорит, что работа по возрождению будет продолжена, она не ограничится только фестивалями, городские власти понимают, какое значение для воспитания духовности и патриотизма имеет пропаганда славянской культуры. В перспективе – создание именно в Ставрополе Центра славянской культуры и Академии русского боевого искусства.

– Когда мы помним нашу родову, — говорит Владимир Валерьевич, — это называется традицией. Наша историческая память, песни, обряды — все это у нас в крови, и все это представлено на фестивале. Это только начало большой работы, которая называется пропагандой славянской культуры.

О каждом участнике очень разнообразной программы можно написать отдельный материал. Очень тепло встречали зрители выступление самых юных участников праздника – коллективы городского Дворца детского творчества: «Весна» и «Колокольчик». Воодушевленно приветствовали известные на Ставрополье ансамбли «Вся Русь» и «Казачий пикет». И с особым чувством — гостей фестиваля, которых вполне можно назвать посланниками старой Руси. Потому что, когда они пели, они, казалось, переносили своих слушателей в далекие стародавние времена…

Звенели гусли и пели новгородские и воронежские рожки. Мелодии Древней Руси звучали в исполнении ансамбля с родины былинного богатыря Ильи Муромца. Городу Мурому больше тысячи лет, Ставрополь в свои 231 в сравнении с ним еще очень молод. Тем интереснее услышать мелодии и напевы, радовавшие русских людей за сотни лет до рождения нашего города. Художественный руководитель коллектива Александр Черников рассказывает, что за 20 лет существования ансамбль «Мурома» объездил с гастролями много городов и стран. На Ставрополье впервые побывали только в прошлом году. Очень радует, что жители юга России полюбили их коллектив.

Коллектив действительно уникальный. Здесь по крупицам собирают и бережно хранят секреты древних мелодий и древних инструментов. «Мурома» — это не только редкие музыканты, но и редкие мастера, которые научились делать гусли, рожки – то, без чего не звучит по-настоящему старая русская песня. Репертуар ансамбля составлен из напевов, собранных в экспедициях и на таких вот фестивалях.

— Такие фестивали, как ваш, — говорит Александр Черников, — для нас это не только возможность показать себя, свое творчество. Для нас такой фестиваль, в первую очередь, – творческое общение, новое дыхание и новые напевы, которые, возможно, войдут в наш репертуар.

А вот коллектив «Ростань» из Курской области приезжал к нам впервые. Художественный руководитель заслуженный работник культуры РФ Валентина Савенко рассказывает, что о ставропольском фестивале рассказал ей руководитель ансамбля «Вся Русь» Владимир Кузнецов и пригласил приехать в наш город, за что все музыканты «Ростани» ему очень благодарны.

Ставропольские зрители, думаю, тоже разделяют теперь эту благодарность. Они открыли для себя уникальный коллектив с уникальным же репертуаром. Дело в том, что даже в тяжелые 90-е годы, когда многие фольклорные коллективы даже мечтать не могли о выезде в фольклорные экспедиции, «Ростань» эту работу не прекращал. Дело в том, что вокруг городка Суджи, где музыканты живут и работают, расположено множество деревенек, каждая из которых — просто кладезь народного творчества. Плехово, Борки, Пушкарка — тут из поколения в поколение передаются традиции и напевы прадедов и пращуров. Иначе откуда бы знать, как 300—400 лет назад в курских деревнях свадьбы справляли. Такой обряд даже в концертной программе у «Ростани» представлен. Он не только в бытовом и познавательном, но и в музыкальном плане очень интересен. Для меня, например, было открытием, что на старых русских свадьбах звучало пение а капелла.

В окрестных с Суджей деревеньках и музыкальные инструменты исконно свои. Некоторым из них и аналогов нет. Секреты этих инструментов мастера ансамбля у местных народных умельцев переняли. И теперь поют со сцены тростниковые губные гармошки кугиклы и рожки из коровьего рога — совсем так же, как пели когда-то на деревенских праздниках в стародавние времена. И в их нехитром звучании слышится что-то родное и близкое, потому что в каждом из нас есть то, что сейчас принято называть генетической памятью… Да, собственно, не столь важно, как и кто это формулирует. Главное, что это живо.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА