Менеджмент – это умение решать вопросы любой сложности

Менеджмент – это умение решать вопросы любой сложности

Сегодня редкий выпуск местных новостей обходится без информации о том, что происходит в краевом центре. Ремонтируются дороги, разрабатывается новая схема организации дорожного движения; наводится порядок в сфере нестационарной торговли и наружной рекламы; строятся детские сады; идет масштабная модернизация учреждений здравоохранения; меняется градостроительная политика… Жизнь в городе кипит и, похоже, уверенно изменяется к лучшему. О том, какие новые управленческие подходы к решению застарелых городских проблем предпринимает сегодня руководство, и планах по развитию города мы говорим с главой администрации Ставрополя Андреем Джатдоевым.

— Андрей Хасанович, начну с неожиданного вопроса. Ваша должность сегодня называется сити-менеджер. В чем отличие от старого, более привычного названия «глава администрации»?

— Не вижу большой разницы в этих названиях. Суть и того, и другого одинакова – управление городом. Мне больше нравится привычное, русское название – «глава администрации», менеджер – это, скорее, руководитель предприятия. А вот само понятие менеджмента как совокупности принципов, методов, средств и форм, разработанных с целью эффективности, конечно же, применимо и к городскому управлению. Сегодня для эффективного и действенного ведения городского хозяйства, развития экономики города и социальной сферы уже недостаточно одного грамотного планирования, крайне необходимы умение принимать решения, находить нестандартные подходы, грамотно выстраивать кадровую политику.

— Социально-экономическое развитие любого города базируется на трех китах – экономика, социальная сфера, транспортная и коммунальная инфраструктура. Начнем с экономики. Что делается и что планируется в Ставрополе по стабилизации экономической ситуации?

— Вы не упомянули еще один фактор — интересы человека. А ведь разумное городское планирование должно ориентироваться именно на них. Что нужно сегодня людям? Стабильная и хорошо оплачиваемая работа, желательно рядом с домом. Комфортное жилье. Здоровая экология. Возможность получать качественные медицинские и образовательные услуги. Нужны места в детских садах, хорошие дороги и грамотно организованное движение общественного транспорта. Добавим сюда магазины и рынки в зоне шаговой доступности, парикмахерские, химчистки и прачечные. Список потребностей человека можно продолжать, но суть от этого не изменится – любое управленческое решение обязательно должно отвечать этим потребностям. А любой документ, будь то градостроительный план или, например, схема размещения торговых киосков, должен учитывать два компонента – социальный и экономический. И сегодня, разрабатывая планы социально-экономического развития города, мы идем именно по этому пути.

Что же касается стабилизации экономической ситуации, то на сегодняшний день динамика развития бизнеса в нашем городе имеет выраженные позитивные тенденции. Благодаря тем мерам поддержки, которые оказывают бизнесу город и край, только за прошлый год почти на полторы тысячи увеличилось число предпринимателей, работающих в сфере малого и среднего бизнеса. И это при резко увеличившейся нагрузке по платежам в фонды. Хороший показатель, но, конечно же, не повод к самоуспокоенности.

Сегодня, реализуя экономическую стратегию города, мы изыскиваем новые подходы к развитию экономики, создаем условия для привлечения в нее инвестиций. И в Ставрополе уже есть несколько примеров развивающихся промышленных площадок и технопарков. Крупнейший из них – фармкластер на Старомарьевском шоссе. Схема работы технопарков такая: федерация, край и город создают всю необходимую инфраструктуру и дают определённые налоговые преференции. Предприниматели заходят на территорию и, пользуясь благоприятными условиями ведения хозяйственной деятельности, реализуют инвестиционные проекты, тем самым создают новые рабочие места и расширяют доходную базу городского бюджета. При этом становление крупного бизнеса оказывает стимулирующее воздействие на развитие малого и среднего предпринимательства.

— Сегодня в Ставрополе разработан и уже реализуется механизм частно-муниципального партнерства. Расскажите, в чем его суть и что это дает городу?

— Частно-муниципальное партнерство — это взаимовыгодное сотрудничество между городом и бизнесом при реализации инвестиционных проектов в социально-экономической сфере. Проще говоря, это когда власть и бизнес делают общее дело, которое приносит пользу обеим сторонам.

Простой пример. Сейчас у нас не хватает более тысячи мест в детских садах. В этом году мы построим один новый детский сад и две пристройки — это в общей сложности 450 мест. На большее у города нет ресурсов. Нет их и в крае. А если привлечь частных инвесторов, то возможности решения данной проблемы значительно расширятся, что позволит работать на опережение.

В рамках частно-муниципального партнерства уже строится детский сад в микрорайоне «Перспективный». Кстати, за темпами его строительства каждый горожанин может наблюдать в режиме реального времени на сайте администрации города. И этот опыт мы намерены распространять также на решение других вопросов. Так, строительная компания «ЮгСтройИнвест», которая строит детский сад, готова спроектировать и построить еще два дошкольных учреждения, а также школу на 900 учеников. Есть в планах компании и строительство поликлиники. Кроме того, по поручению губернатора края «ЮСИ» ведет строительство новой дороги по улице Рогожникова, которая должна разгрузить автомобильные потоки по улицам 45-я Параллель и Тухачевского и соединить микрорайоны «Перспективный» и «Олимпийский».

Механизм частно-муниципального партнерства может быть реализован в различных сферах и отраслях. Например, в сфере градостроительства. Ведь если раньше город развивался на уже освоенных территориях, то сейчас мы вынуждены застраивать новые площади. В этой связи возникает необходимость устройства коммунальных сетей. При этом средств на создание коммунальной инфраструктуры у города недостаточно. Имеющиеся средства бюджета необходимо сосредоточить на ремонте существующих сетей, особенно при нынешнем износе, доходящем до 70%. Решением проблемы является создание сетей совместными с застройщиком усилиями. В итоге город получает обеспеченные инфраструктурой территории, застройщик – возможность освоения земельного участка.

— Знаю, что недавно в мэрии прошло совещание с владельцами земельных участков, кольцом которых окружен город. Сегодня то, что эти участки находятся в частных руках, является серьезным препятствием развитию и расширению социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры города. Удалось достичь взаимопонимания?

— Это совещание мы провели по поручению губернатора края Валерия Георгиевича Зеренкова, который серьезно заинтересован в развитии краевой столицы. И разговор с землевладельцами прошел в конструктивном русле – они готовы к сотрудничеству, так как хорошо понимают, что без притока инвестиций их бизнес сегодня развиваться не может. А инвестору нужны дороги и коммуникации, которые можно проложить только объединив усилия.

Мною на этом совещании был внесен ряд предложений, которые, на мой взгляд, должны быть выгодны и городу, и бизнесу.

Менеджмент – это умение решать вопросы любой сложности

Во-первых, необходимо выделить земли общего пользования в пределах красных линий и передать их муниципалитету.

Затем отмежевать их, поставить на кадастровый учет и зарезервировать участки под строительство детских садов и школ, больниц и поликлиник, а также будущих дорог и объектов коммунальной инфраструктуры и заключить между муниципалитетом, владельцами и застройщиками соглашения об их целевом использовании.

Во-вторых, не дожидаясь внесения изменений в генеральный план и утверждения проектов детальной планировки, приступить к строительству магистральной дороги, которая соединит улицы Доваторцев и Западный обход. Причем дорога эта должна строиться по всем правилам – с ливневой канализацией и с соблюдением всех требований к качеству и надежности дорог. В дальнейшем эта магистраль свяжет все улицы Юго-Западного микрорайона.

И, в-третьих, скорректировать инвестиционные программы сетевых компаний с учетом того, чтобы строительство новых коммуникаций началось уже в 2013 году.

Они были встречены с одобрением, и сегодня создана рабочая группа, которая занимается разработкой концепции совместных действий. Реализация этой концепции поможет снять многие имеющиеся сегодня городские проблемы.

— Вы упомянули, что строительная компания уже строит дорогу, которая должна снизить остроту проблемы пробок в Юго-Западном микрорайоне. А как будут развиваться дорожно-уличная сеть города в целом, транспортная инфраструктура?

— В дорожно-транспортной отрасли, как и во всех других вопросах, нельзя навести порядок, если нет четкой и поэтапной программы, учитывающей приоритеты и увязывающей мероприятия по времени, месту и средствам.

Поэтому было принято решение привлечь к разработке комплексной схемы организации дорожного движения науку, что даст значительную эффективность при оптимальных затратах на реализацию проекта.

В октябре-ноябре прошлого года специалисты из Московского института «СтройИнвестПроектМ» провели комплексное обследование существующей на дорогах города ситуации и анализ действующей схемы дорожного движения, а также системы управления дорожным дви-
жением.

На прошлой неделе результаты этого обследования были представлены на суд специалистов администрации города и депутатов городской Думы, а также краевых министерств транспорта и дорожного хозяйства и сотрудников ГИБДД.

Мнение представителей науки — дорожная ситуация в Ставрополе пока еще не критическая, но если не принимать действенных мер, то лет через пять может возникнуть транспортный коллапс.

Часть локальных мер по исправлению ситуации разработчиками уже предложена, и мы их обязательно учтем. Более детальная проработка – после второго этапа разработки комплексной схемы, к которому мы сейчас приступаем.

Учитывая то, что положение дел серьезное, а разработка комплексной схемы займет довольно длительный период, экстренные меры по улучшению дорожной ситуации намечены уже на ближайшее время. На следующий год запланировано провести расширение проспекта Кулакова в районе кладбища, а также строительство новой дороги по улице Космонавтов, обустройство новых парковок и т.д., что увеличит пропускную способность ряда центральных магистралей города. В настоящее время мы приступили к ремонту дороги от улицы 45-я Параллель до Тухачевского. Эта дорога является дублером улицы Доваторцев. Так что ее ремонт частично изменит транспортную ситуацию в Юго-Западном микрорайоне.

— Нормальная жизнедеятельность города во многом зависит и от градостроительной политики. Какие меры применяются к наведению порядка в этой сфере?

— Гарантией порядка в градостроительстве может быть только открытая политика городских властей в части формирования и выработки правил игры в этой сфере. В настоящее время мы такую политику активно проводим. И с полной ответственностью могу сказать, что отныне ни одно серьезное решение без согласования с общественностью не принимается и приниматься не будет. В городе созданы и активно работают экологический и общественный советы, проводятся публичные обсуждения и опросы горожан. Меняются подходы к деятельности градостроительного совета. Сейчас мы разрабатываем новое положение об этом органе, который должен стать барьером для любых нарушений. Кроме того, я вижу и ряд других важных функций совета – он должен формулировать проблемы «на завтра», вести диалог с властью и городским сообществом, помогать прийти к единому решению, которое будет наиболее приемлемым для города.

Еще один фактор, влияющий на нормальное развитие градостроительства, – это наличие градостроительной документации, отвечающей, как я уже говорил, социальным и экономическим потребностям города. Поэтому главная наша задача – принятие такой документации. Она уже разработана и в самое ближайшее время будет вынесена на градостроительный совет, а потом и на публичные слушания.

Говоря об изменении градостроительной политики, мне бы хотелось коснуться еще одной существующей в отрасли проблемы – переизбытка наружной рекламы. Рекламные щиты искажают исторически сложившийся облик города и создают проблемы в дорожном движении. Кроме того, реклама нередко размещается на жилых домах и лишает жильцов квартир, чьи окна она перекрывает, естественного освещения. Сегодня мы наводим порядок в этой области и разрабатываем оптимальную схему размещения рекламных конструкций. Не скрою, вопрос сложный, так как затрагивает интересы ряда предпринимателей. Поэтому окончательное решение будет приниматься на заседании городского общественного совета.

На общественный совет решено вынести и другой сложный вопрос – наведение порядка в сфере нестационарной торговли. В 90-е годы, когда было сложно с рабочими местами, когда развитие торговой инфраструктуры отставало от темпов жилищного строительства, наличие в городе множества ларьков и киосков было оправданно. Сегодня ситуация изменилась. По обеспеченности торговыми площадями Ставрополь обгоняет даже Москву. Поэтому ларьки и палатки свою актуальность утратили, и сохранять их имеет смысл только в тех районах, которые еще не до конца охвачены стационарным торговым обслуживанием. Кроме того, за 20 лет своего существования объекты нестационарной торговли значительно обветшали и сегодня портят облик города. Нет в них и нормальных санитарных условий, которые являются неотъемлемым атрибутом цивилизованной торговли. Проблема имеет и еще один аспект – порядка 60% объектов нестационарной торговли находятся сегодня в сфере «теневой экономики».

— Как сегодня обстоят дела с разрешениями на точечную застройку в черте города?

— В настоящее время таких разрешений не выдается. Кроме того, мы пересматриваем ранее выданные решения с точки зрения законности их принятия. И те решения, по которым есть противоречия, отменяем. Не всегда процесс идет гладко, и юристам администрации приходится отстаивать нарушенные права горожан в суде. За текущий год уже отменено более десятка постановлений о выделении земли. Были спасены от застройки скверы на проспекте Кулакова и у завода «Нептун», была возвращена в муниципальную собственность территория Пионерского пруда, десятки гектаров леса. Но, к сожалению, судебные тяжбы зачастую длятся годами и не всегда заканчиваются в нашу пользу. Хотя стоит отметить, что весы Фемиды все чаще и чаще перевешивают в сторону справедливости. Так, в октябре мы «отвоевали» земельный участок Мамайской лесной дачи площадью более 15 гектаров. Еще два выигранных недавно суда – по полгектара леса в урочище «Мутнянка» и в Таманском лесу.

— И как администрация города распорядится этими участками?

— Все участки лесных массивов, которые возвращаются сегодня в муниципальную собственность, тут же передаются в ведение Ставропольского городского лесничества и приобретают статус городских лесов. А это значит, что на них будет лес, и только лес. То же и со скверами.

Что же касается городских территорий, то здесь решать жителям, как ими распорядиться. Так было, например, с бывшим кинотеатром «Экран», который из-за судебных разбирательств долго стоял в руинах. Провели опрос горожан – что делать с территорией? Предлагались и сквер, и автостоянка, но большинство горожан — за молодежный центр. Эту идею поддержал и губернатор. И сегодня разрабатывается проект строительства центра, а на руинах проведен масштабный субботник по очистке от накопившегося мусора. Опрос проводился и по использованию территории Пионерского пруда. Здесь жители были единодушны – зона отдыха. Проект этой зоны также сейчас разрабатывается.

— Есть ли гарантии того, что эти проекты будут реализованы? На нашей памяти уже не один десяток громких начинаний, которые так и остались в проекте. Например, строительство канатной дороги из Юго-Западного в Северо-Западный или строительство ледового дворца…

— Вы правы, к сожалению, многие хорошие проекты не всегда сопоставимы с возможностями городского бюджета, который ориентирован, прежде всего, на социальные нужды. И ремонт школ, строительство детских садов или, например, пополнение парка общественного транспорта всегда были и будут в приоритете. А реализация иных планов, пусть даже и интересных и нужных, неизбежно отодвигается на второй план. Не стоит тешить себя надеждой, что такая ситуация изменится сама по себе. Я уже говорил о том, что все процессы жизнедеятельности города взаимосвязаны. Развивается город – увеличиваются финансовые возможности бюджета. Но при этом растут и потребности. Так было, и так будет всегда.

Поэтому нельзя просто сидеть и ждать. Нужно шевелиться, искать новые подходы, использовать все имеющиеся возможности. Например, участие в краевых и федеральных программах. Так, сегодня участие в краевой программе модернизации здравоохранения позволило нам значительно изменить ситуацию с качеством оказания медицинских услуг – ремонтируются лечебные учреждения, закупается современное оборудование. Участие в федеральной программе Фонда содействия реформированию ЖКХ дает возможность капитально ремонтировать многоэтажные жилые дома. Есть программы по модернизации коммунальных сетей. И сегодня мы стремимся по максиму принять в них участие. Это позволяет экономно, а главное, эффективно использовать бюджетные средства.

Есть и другой путь – поиск инвесторов, выстраивание отношений с бизнесом, развитие системы частно-муниципального партнерства. О тех преимуществах, которые дает этот путь, я уже говорил.

Например, провести благоустройство зоны отдыха на Пионерском пруду мы вряд ли сможем без помощи инвесторов. При нынешней запущенности территории реализация проекта обойдется не менее чем в 50 миллионов, а то и 100 нужно туда вложить, чтобы сделать все хорошо.

Но здесь есть обратная сторона медали. Инвестор не будет вкладывать деньги просто так. По законам бизнеса вложенные деньги должны приносить доход, и, соответственно, инвестору нужны какие-то преференции. Например, возможность построить гостиницу. На Западе такая практика существует и очень даже хорошо себя оправдывает. А для России – это пока сложный вопрос. Но, думаю, разрешимый. Со временем и мы придем к пониманию того, что во многих вопросах лучше пойти на уступки, чем вести себя, как та собака на сене – и сам не ам, и другому не дам.

Кстати, при выстроенных партнерских отношениях с бизнесом можно во многих случаях избавиться и от затяжных судебных тяжб по земельным вопросам. Ведь при определенных преференциях владельцы этих участков готовы отступиться от своих первоначальных планов по их использованию и развивать эти участки в направлении, выгодном городу.

Полагаю, что это самый конструктивный путь, по которому мы должны сегодня идти, чтобы сделать город по-настоящему удобным для жизни.

Лана Никольская