Молодой учитель - «школьник»? Да!

Лариса Ракитянская

Педагогическая мастерская

Обучать и передавать опыт молодым учителям — эта традиция всегда существовала в школе. Но как это делать, когда и «взрослый», и молодой педагог по уши заняты — уроки, планы, мероприятия?

И все же педагогическому творчеству и задору, поиску и находкам  есть место под школьным солнцем!   

Чтобы растить и лелеять юные педагогические таланты, в комитете образования администрации города Ставрополя возникла идея создать городскую «Школу молодого педагога» (ШМП). Сказано — сделано. Комитет образования и коллектив городского методического центра базу для «ШМП» долго не искали: в лицее № 35 города Ставрополя уже тогда проводились самые разные мероприятия для молодых педагогов школ города, а директор лицея Наталья Анатольевна Симонова еще до официального старта проекта организовала системную работу в этом направлении.

 

Чтобы они не бросили школу...

Вообще же целью создания городского объединения «Школа молодого педагога» было не просто содействие профессиональному становлению начинающих педагогов, не просто развитие их компетентности.

- Важно было закрепить молодых в профессии, - говорит руководитель комитета образования администрации города Ставрополя Ангелина Владимировна Диреганова. - Отсюда и возникли конкретные задачи: помочь адаптации молодых педагогов в школах города, сориентировать их на совершенствование профессионального мастерства. Молодой педагог, желающий утвердиться в профессии, должен учиться, и это значит, что мы должны удовлетворять потребность в его непрерывном образовании. А кто, как не мы, может оказать помощь молодым педагогам во внедрении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс? Тут масса возможностей — от проведения различного уровня методических семинаров, конференций, выставок с привлечением интеллектуального потенциала молодых педагогов до сетевого взаимодействия между молодыми специалистами и инновационным кадровым ресурсом города.

- Ангелина Владимировна, но что все это означает на практике?

- Мы определили направления деятельности городского объединения «Школа молодого педагога»: это анкетирование, формирование банка данных о молодых учителях, организация профессиональной коммуникации и мотивации самообразования, и проведение опытными педагогами методических мероприятий для молодых специалистов, и психологическая поддержка, а также - индивидуальное консультирование.

- Для таких задач нужна система...

- И она есть! Занятия в городском объединении «Школа молодого педагога» проводятся не менее одного раза в квартал. А формы работы — мастер-классы, индивидуальные консультации, обмен опытом, участие в городских методсеминарах, посещение уроков  - словом, все, что нужно и важно сейчас и сегодня.

 

Проект со ставкой на творчество

В октябре лицей № 35 провел очередное,  общегородское  заседание «Школы молодого педагога» по теме «Выявление творческого потенциала молодых учителей в проектной деятельности». Напутствуя участников заседания, директор лицея № 35 Наталья Анатольевна Симонова напомнила, что личность учителя многогранна, и она содержит в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, доброжелательность и находчивость. Учитель непременно должен быть увлеченным, иметь за душой что-то свое, особенное.

И это потом подтвердили, рассказывая о своих проектах, молодые учителя 35-го лицея. К примеру, Андрей Андреевич Штанько, исполняющий обязанности заместителя директора по воспитательной работе лицея №35, поделился с молодыми педагогами своими наблюдениями, связанными с проектной работой. Он убежден, что современная молодежь день ото дня становится все более активной в социальном плане, и тому подтверждение — его собственная судьба и самореализация. Всего шестой год работает в лицее № 35 Андрей Андреевич, он начинал с педагога дополнительного образования. И молодому специалисту активно помогали опытные педагоги и директор лицея Н. А. Симонова. И вот совсем недавно Штанько принимал участие в большом проекте, будучи активным участником крупнейшего межконфессионального форума «Кавказ — наш общий дом». Этот опыт дал молодому педагогу понимание того, что в учительской работе есть главные составляющие: все, даже успех, нужно планировать, за все нести ответственность и каждый день учиться самостоятельно принимать решения.

Свой проект «Дискусионный клуб «Твой выбор» представила коллегам М. Ф. Ашигова, учитель истории, молодой специалист лицея № 35.
Свой проект «Дискусионный клуб «Твой выбор» представила коллегам М. Ф. Ашигова, учитель истории, молодой специалист лицея № 35.

А Мария Федоровна Ашигова, учитель истории и обществознания лицея № 35 города Ставрополя, выпускница Северо-Кавказского федерального университета, только третий год работает учителем. Но, несмотря на молодость, уже поняла, что девизом ее может быть только один - «Гореть, чтобы светить». Мария Федоровна признается: с первых дней работы на педагогическом поприще осознала - каждый урок, который она дает для детей, становится уроком и для нее самой.

- История, как бы ни спорили великие умы, все же сложная наука, - говорит Ашигова. - Понять, прочувствовать и выявить истину порой бывает очень сложно. Но временные рамки урока очень тесные для такой аналитики, и это подвело меня к мысли создать дискуссионный клуб «Твой выбор». Прежде чем вступить в дискуссию, ребята готовятся к ней, подбирая источники информации по проблеме, учатся слушать оппонента, анализировать и приходить к собственному мнению. Уже на первых заседаниях клуба «Твой выбор» Мария Федоровна заметила, что у ребят накапливаются знания, расширяется словарный запас, приобретаются качества, которые необходимы для будущего самоопределения в жизни. Да и качество образовательного процесса в рамках урока значительно возросло: учащиеся не боятся высказывать свое мнение, вступать в дискуссию, даже если их мнение расходится с мнением педагога. Ашигова довольна: такая форма подачи учебного материала помогает учителю и ученику.

Юлия Васильевна Королькова, заместитель директора по научно-методической работе лицея № 35 города Ставрополя, тоже говорила о проектной деятельности. Она считает, что подготовка любого проекта  оказывает влияние на развитие творчества в профессии. Ведь творческая самореализация человека – это поиск себя.

Проект «Живые шахматы» представила на «ШПМ» А. А. Гричановская, учитель математики лицея № 35.
Проект «Живые шахматы» представила на «ШПМ» А. А. Гричановская, учитель математики лицея № 35.

Проект «Живые шахматы» представила на «ШПМ» Алла Александровна Гричановская, учитель математики лицея № 35 города Ставрополя. Оказывается, история игры «живыми шахматами» (когда люди — это шахматные фигуры в соответствующих костюмах) связана с легендой, уходящей корнями в XV век. Согласно поверью, в 1454 году юные воины Вьери да Валлонара и Ринально д’Ангарано влюбились в красавицу Лионору, дочь главы города Маростика Таддео Паризио. В те времена сердечные дела решал лишь поединок. Однако Таддео Паризио не желал терять одного из своих воинов и отказался от проведения сражения, предложив соперникам сыграть в шахматы. Победитель в итоге женился на Лионоре, а проигравший — на второй дочери — Орланде. Сегодня поверье осталось в прошлом, но в школьной жизни живет. К примеру, в 35-м лицее играют в «Живые шахматы». А еще здесь давно работает математический кружок. И шахматный! На их занятиях формируется интерес ребят не только к самой увлекательной интеллектуальной игре, но и к математике, где логика и мысль стоят на первом месте, убеждена А. А. Гричановская.

 

Учителя хотят учиться

Мы рассказали только об одном занятии «Школы молодого педагога». На этот раз в работе педагогической студии приняли участие более 50 человек: педагоги школ города, молодые специалисты - выпускники вузов 2018 года, только-только начавшие свою трудовую деятельность в новом учебном году. Участники «ШМП» приняли резолюцию, в которой высказана просьба к директорам образовательных организаций: надо продолжать организационно-методическое сопровождение молодых специалистов, сохранить систему наставничества. А руководителей городских методических объединений участники попросили провести методические семинары, мастер-классы для молодых специалистов.

Фото из архива лицея № 35.

молодые педагоги, Образование, школа