Музей изобразительных искусств: время подводить итоги

Ольга Метёлкина

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств подвели итоги Года культуры. На пресс-конференции его директор заслуженный работник культуры РФ Зоя Белая рассказала журналистам о наиболее важных направлениях работы, по которым удалось существенно продвинуться вперед благодаря финансированию в рамках Федеральной целевой программы «Культура России на 2012–2018 годы».

 Искусствовед Ольга Бендюк  представляет новый каталог.
Искусствовед Ольга Бендюк представляет новый каталог.

Сотрудник музея Людмила Волошенко представила гостям пять отреставрированных произведений живописи, которые теперь смогут увидеть посетители: «Сумерки в горах» А. Мещерского, «Купальщицы» А. Жамета, «Битва французов с русскими. Аустерлицкое сражение» Э. де Сен-При и две копии с полотен художников К. Дольчи и Ж.Б. Сантера, выполненные неизвестными мастерами в XIX веке. Все пять работ входят в состав государственной части Музейного фонда России. Так как в нашем крае нет профессиональных реставраторов живописи, восстановление картин было доверено специалистам Московских стационарных мастерских ООО «Музейное наследие» – Ларисе Фижбин и Ольге Присекиной.

Отреставрированное полотно А. Мещерского «Сумерки в горах» (1891 г.).
Отреставрированное полотно А. Мещерского «Сумерки в горах» (1891 г.).

Как рассказала директор музея Зоя Белая, другая часть средств, выделенных по линии Федеральной целевой программы, пошла на создание каталога «Религиозное искусство в собрании Ставропольского краевого музея изобразительных искусств XVII – начала XX века». Представила его искусствовед Ольга Бендюк, которой принадлежит научная концепция этого по-своему уникального издания. Коллекция русского религиозного искусства музея сравнительно невелика – всего 75 предметов. Она впервые представлена в цветном изображении с полным научным описанием. Автором статей выступила Людмила Волошенко, а справочный материал вместе с ней подготовили Наталья Архипова и Ольга Бендюк. 322 страницы каталога содержат богатую информацию, рассчитанную не только на специалистов, но и на широкий круг читателей, интересующихся историей русской иконографии и религиозного искусства в целом. Финансирование этого издания подразумевало лишь предпечатную подготовку, однако удалось найти возможность отпечатать небольшой тираж в типографии «Дизайн-студия Б» и убедиться в том, что каталог выполнен на высоком научно-художественном, а также полиграфическом уровне. Здесь просто необходимо отметить работу фотографов Алексея Заморкина и Николая Николаева, дизайнера Сергея Бобылёва, благодаря которым, листая издание, получаешь настоящее эстетическое наслаждение.

Зоя Белая и Людмила Волошенко рассказывают  о реставрированных картинах.
Зоя Белая и Людмила Волошенко рассказывают о реставрированных картинах.

Оглядываясь на прожитый год, Зоя Александровна Белая по традиции вспомнила о дарителях. Как известно, финансовые возможности провинциальных музеев крайне ограничены, поэтому их коллекции, как правило, пополняются в основном за счёт предметов искусства, подаренных их авторами, коллекционерами или просто владельцами. В нынешнем году таковые тоже, к счастью, были. Один из наиболее ценных даров сделал художник Юрий Орлов из Москвы, выставка которого недавно завершилась в Ставрополе, пять полотен его кисти пополнили собрание музея (об этом «Вечерний Ставрополь» уже сообщал своим читателям в материале «Художник Юрий Орлов преподнес бесценный подарок ставропольскому музею»).

Всего же в 2014 году свыше 60 работ были приняты в дар от художников: Н. Молевой, И. Хоронько, В. Шегедина, В. Орловой, В. Мананкина, Л. Черного, П. Горбаня, Э. Бахмацкой и других дарителей, вклад которых в пополнение музейных коллекций с благодарностью отметила Зоя Александровна Белая.

музей изобразительных искусств