«Мы стараемся создать максимально удобные условия для людей»

Владислав Секачев

«Мы стараемся создать максимально удобные условия для людей»
На прошлой неделе гостем редакции газеты «Вечерний Ставрополь» был руководитель Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю Юрий Акиньшин. Он ответил на многочисленные вопросы наших читателей по телефону. Впрочем, многочисленные — это еще мягко сказано. В прямом смысле слова, телефон не замолкал. Более того, звонки поступали и на другие редакционные номера. Если опубликовать все ответы, то может не хватить и всего номера. Потому мы отобрали наиболее интересные. А начали наше общение с собственного вопроса.

— Юрий Алексеевич, наверное, будет логично, если сначала, еще до того как на наш телефон поступят первые звонки, Вы коротко подведете итоги работы Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю в 2008 году.
— К этому вопросу я был готов (улыбается). Говоря официальным языком, в 2008 году Управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю продолжило свое поступательное развитие в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В целом за 10-летний период функционирования органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость, поступило более 6 миллионов обращений граждан и организаций. Ежегодный рост количественных показателей составлял в среднем 20 — 30%. В прошлом году эта тенденция сохранилась.
Хочу отметить, что в течение всего года мы старались уделить максимальное внимание вопросам информационно-технического обеспечения деятельности. Считаю, что дальнейшее распространение электронных технологий будет способствовать снижению бюрократических барьеров, совершенствованию взаимодействия между всеми ведомствами, деятельность которых связана с оборотом недвижимости, повышению эффективности их работы и доступности ее результатов. Сферой приоритетного внимания на протяжении последних двух лет стало расширение электронных форм взаимодействия как наиболее эффективных и экономичных. Сейчас в наших планах — предоставление гражданам возможности получения сведений о любом объекте недвижимости в любом из обособленных подразделений Управления, а в ближайшей перспективе и права обращаться в регистрирующий орган с использованием дистанционных технологий: через подразделения Почты России или через сеть Интернет. Завершается работа над автоматизированной системой организации приема заявителей, основанной на ресурсах сайта Управления. Внедрение этой системы позволяет уже в условиях действующего законодательства упростить процедуру подачи документов на государственную регистрацию, а также создать резерв возможностей для быстрого перехода Управления на дистанционный порядок приема документов после внесения соответствующих изменений в закон. Внедрение этой системы повысит эффективность работы и производительность труда специалистов, уменьшит время приема заявителей, улучшит качество предоставления государственных услуг.
Естественно, остается еще очень много вопросов, требующих решения, но мы над этим работаем. 
Спрашивает домохозяйка Елена Владимировна:
— Сейчас много говорится о создании в Управлении более комфортных условий для граждан-заявителей. В чем конкретно это выражается?
- Мы стараемся сделать так, чтобы заявителям, во-первых, приходилось как можно меньше времени проводить в Управлении, ждать своей очереди. Для этого действует предварительная запись, система электронной очереди, увеличено время приема заявителей и составлен гибкий график работы сотрудников, чтобы прием осуществлялся без перерыва. Также мы стремимся к тому, чтобы граждане могли получить максимум интересующей информации дистанционно (через СМИ, на нашем сайте). Кроме того, как я уже говорил, мы сейчас готовим к запуску услугу заполнения первичных документов через Интернет. Специалисту во время приема останется только проверить заполненные данные и сохранить их в электронной базе. Мы предполагаем, что эта услуга позволит сократить время приема документов с 30 — 40 до 
5 — 10 минут. И, что немаловажно, большое внимание мы уделяем условиям, в которых пребывают наши заявители во время визита в службу. Современный ремонт, удобная мебель, оборудованный зал ожидания. Это, казалось бы, мелочи, но очень важные. Ведь от них во многом тоже зависит настроение граждан и их впечатления от работы службы.
Вопрос от Валентина Михайловича, пенсионера из Ставрополя:
— В последнее время много говорилось о том, чтобы сделать работу Управления более открытой. Для этого, в частности, внедрены такие новшества, как единый регистрационный день, телефон доверия, создана страничка «антикоррупция» на сайте Управления и так далее. Как продвигается эта работа?
— Быть открытыми нас обязывает закон и собственное понимание того, как должны строиться взаимоотношения органа власти с гражданами.
Действительно, Управление регулярно проводит Единые регистрационные дни. В ходе таких мероприятий есть возможность пообщаться с гражданами и местными чиновниками, услышать их замечания и предложения. Недочеты в работе вблизи становятся гораздо виднее. И, не без удовлетворения, отмечу, что в последнее время краснеть перед нашими заявителями приходится гораздо реже.
Обратиться в Управление с вопросом, пожеланием или важной информацией граждане могут и по телефону доверия, и письменно, и через Интернет. На нашем сайте, например, действует сразу несколько специальных опций, позволяющих связаться с руководством Управления. Отслеживает обращения граждан и контролирует процесс реагирования на них постоянно действующая комиссия.
Связь с заявителями мы поддерживаем и с помощью личного приема руководством. Причем прием ведут как руководитель Управления и его заместители, так и начальники отделов на местах.
Также в Управлении действует специальный коллегиальный орган — Общественный совет, который как раз ставит своей задачей привлечение граждан к решению вопросов, требующих всестороннего рассмотрения при реализации Управлением своих функций. Члены Общественного совета тоже ведут прием граждан.
Предприниматель Анатолий Игоревич интересуется:
— Не так давно Федеральная регистрационная служба сменила подведомственность. Теперь вы относитесь к Министерству экономического развития РФ. Как это отразилось на вашей работе?
— По сути, на работе с заявителями и на других функциях Управления это не отразилось. Уверен, что мало кто из жителей края заметил произошедшую перемену. Вместе с тем в определенной степени изменились ориентиры деятельности службы, особое внимание стало уделяться наиболее экономически значимым вопросам деятельности Управления, таким как государственная регистрация ипотеки, прав граждан, оформленных в упрощенном порядке. В современный период особое значение приобретает Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который наряду с государственным кадастром недвижимости является мощнейшим информационным ресурсом, основным источником сведений о недвижимости и ее правообладателях.
Кроме того, отмечу, что в качестве приоритетного направления развития службы министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина наряду с улучшением качества работы обозначила необходимость повышения доступности услуг, оказываемых гражданам, удобства и комфорта для заявителей.
На эту тему было очень много звонков, которые мы объединили в такой вопрос:
— Сегодня много говорят о создании так называемой системы «одного окна», когда широкий перечень государственных услуг можно будет получить в одном месте. Что Вы думаете об этом? Готово ли Управление Федеральной регистрационной службы по краю к совместной работе с другими организациями? Например, с Роснедвижимостью? Возможны ли более кардинальные изменения, в частности, объединение органов государственной регистрации прав, органов кадастрового учета, органов геодезии и картографии?
— К идее «одного окна», конечно же, отношусь положительно. Возможность снять ряд бюрократических барьеров и проволочек, сэкономить время граждан, которое тратится на посещение целого списка организаций, — это то, к чему мы стремимся. Что же касается Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, то мы уже давно уделяем большое внимание взаимодействию со смежными организациями, органами власти. Постоянно совершенствуем системы обмена данными.
А 25 декабря 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Создание единого органа государственной власти, осуществляющего кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимость, – это логическое продолжение мероприятий по проведению административной реформы на основе инновационных технологий и внедрения передового опыта, концепции оказания государственных услуг по системе «единого окна». И направлено оно на минимизацию усилий и затрат участников гражданского оборота в процессе оформления прав на недвижимость. Поэтому то, о чем вы спрашиваете, это не будущее, это уже реальность сегодняшнего дня. Естественно, подобные преобразования не происходят в один миг. На построение новой системы нужно время, но с 1 марта, когда в силу вступят основные положения Указа Президента, начнется полноценный отсчет времени. И в течение двух лет, а в нашем регионе, скорее всего, раньше, мы полностью перейдем на новый механизм работы.
В заключение хотелось бы сказать, что очень много звонков поступило по частным вопросам, по личным просьбам граждан. И на каждый вопрос Юрий Акиньшин не только старался дать ответ, но и записывал телефон и обещал держать на контроле. Таков уж стиль руководства первого лица в Управлении Федеральной регистрационной службы по краю. В этом мог убедиться любой, кому удалось дозвониться в редакцию. А сделать это из-за большого количества обращений, честно говоря, было не просто.

Фото Юрия Рубинского.