Мы так легко ссоримся и так трудно миримся

Василий Скакун

Мы так легко ссоримся и так трудно миримся

Мирись с соперником твоим скорее.

На каждом из занятий большой йоги с множеством людей мы обычно затрагиваем какую-нибудь житейскую тему и пытаемся раскрыть ее основу. Естественно, как-то и не обошли вниманием вопрос ссор и прощения.
Прежде всего - почему мы ссоримся? Только по одной причине - соперник или собеседник (не столь важно, как его называть) не желает принимать нашу точку зрения. Мы же, абсолютно уверенные в своей правоте, вначале уговорами, затем, подключая эмоции (голос, жестикуляции, гнев), пытаемся буквально навязать оппоненту собственное понимание или видение сути вопроса. И если этого не получается, можем в сердцах (словесно или даже физически) обидеть собеседника и уйти, оставив в себе потаенную горечь обиды. Ибо мы все знаем, как поссориться, но не все знают, как помириться.
«Если вы спорите, раздражаетесь и возражаете - вы можете иногда одержать победу, но победа эта будет бессмысленной, ибо вы никогда не добьетесь расположения вашего противника», - говорил Бен Франклин.
И как-то после занятия ко мне подошла одна женщина, признавшись, что уже лет десять, как, рассорившись с родным братом по вопросу раздела наследства, она не поддерживает с ним не только никаких родственных контактов, но они даже не перезваниваются в дни праздников или дней рождения. А живет он, ее брат, всего лишь в семидесяти километрах от нашего города. Мы поговорили о причинах возникновения данного конкретного недоразумения и обид, вытекающих из позиции нежелания вникнуть в суть понимания проблемы противоположной стороной.
То есть, когда нет собственного понимания того, почему он, брат, не соглашается с иными доводами, надо просто попытаться поставить себя на его место - увидеть проблему глазами оппонента и попытаться найти логику в его выводах. Ведь дело в том, что каждая сторона, защищающая свое мнение на все сто процентов, делает это только потому, что уверена в непоколебимой истинности отстаиваемых доводов. Великий мыслитель Запада Оуэн Д. Янг утверждал, что человеку, способному поставить себя на место других людей и понять ход их мыслей, нет необходимости беспокоиться о том, что уготовило для него будущее. То есть человек, способный постоянно логически анализировать свое поведение и путем сравнения собственного мнения и поступков с мнениями и действиями других людей, не имеет права попадаться на удочку каких-либо глупостей или недоразумений.
И она, эта милая дама, поняв, что надо брать инициативу восстановления отношений с родным братом в свои руки, решается поехать в Светлоград, туда, где он проживает. Но она все время в смятении - а вдруг ее добрые намерения и понимание всей этой глупости путем принятия вины на себя встретят холод и отчужденность. Почему надо принять вину на себя? Мудрецы утверждали: «Если произошла ссора между людьми, то виноваты в ней, хотя бы в разных степенях, оба ссорящихся. Ведь при полной безупречности поведения одной из сторон так же невозможно возгореться ссоре, как невозможно зажечься спичке об абсолютно гладкую поверхность, например, о зеркало». Еще Конфуций наставлял: «Чем строже и безжалостнее осудишь себя, тем справедливее и снисходительнее будешь судить других».
Она спрашивает меня: «Что я ему должна говорить при встрече?». Я, улыбаясь, отвечаю: «Вам слова будут не нужны, просто обнимешь его, и вы непременно оба расплачетесь. И это будут и слезы покаяния, и слезы прощения». На том и разошлись. Затем она звонит мне с автовокзала: «Может, мне не стоит ехать, я боюсь, что ничего не получится». Я ей в ответ: «Езжай, все будет хорошо». Потом еще звонок из Грачевки (наверное, там кто-то выходил) - это на полпути до Светлограда. И опять сомнение в правильности принятого решения. И уж затем еще один тревожный звонок уже из Светлограда: «Я стою около дома - что мне делать?». Я говорю: «Стучи в калитку». И наконец через пять минут восторженное сообщение: «Мы стоим с братом, обнявшись, и молча плачем». Вот так просто закончилась эта непростая десятилетняя история непонимания людей, рожденных одной мамой.
«Когда мы усмиряем свои негативные эмоции, груз спадает не только с души: телу тоже становится легче», - утверждали мудрецы древности.
Почему в принципе возможны подобные недоразумения в людских отношениях? Если копнуть глубже в свою внутреннюю суть, то ведь все ответы на все вопросы всегда у нас с тобой внутри, и никак иначе. И те, кто не признает этого, просто копают поверхностно. Наша гордыня не рекомендует нам смотреть на себя просто со стороны, тем более не позволяет видеть себя глазами противника. А почему? Все просто - чужими глазами мы увидим истину собственных заблуждений, и наша гордыня будет посрамлена. И она, понимая это, будет всячески препятствовать обретению истины.
Прислушаемся к классикам (В. Шекспир), им было что сказать по этому поводу:
... но человек,
Но гордый человек, что обличен
Минутным, кратковременным величьем
И так в себе уверен, что не помнит,
Что хрупок, как стекло, - он перед небом
Кривляется, как злая обезьяна.
И так, что плачут ангелы над ним».

Кроме того, не забываем о том, что обида обладает колоссальной разрушительной силой, вызывая множество серьезных заболеваний. Быть может, и поэтому призывал Иисус Христос враждующие стороны мириться побыстрее. Если помните, в народе существует даже такая поговорка: «Людское проклятие - страшнее божьего». А мы знаем, что народные мудрости не возникали на пустых местах. В этой связи можно с уверенностью утверждать, что ссоры, обиды, проклятия, войны и все, что с ними связано, не входили в программу сотворения и Мира, и Человека. Это наше с вами (людское) непонимание основ и смысла жизни заставляет брать на себя несвойственные людям функции и затем непременно страдать.
Мне постоянно приносят наши занимающиеся какие-нибудь интересные стихи, вырезки, книги. И хотелось бы с вами, уважаемые читатели, поделиться малознакомым произведением Бориса Пастернака «Учись прощать»:
Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай святым лучом добра.
Иди без колебанья в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать. Прощенье - это сипа,
А месть — бессилья признак роковой.
А камни непрощения в могилу,
Мой друг и брат, не уноси с собой.
Учись прощать естественно,
как дышишь,
Как воду пьешь и ешь насущный хлеб,
Ведь Бог тогда твои молитвы слышит,
Когда в тебе горит прощенья свет.
Учись прощать.
Прощать не только словом,
Но всей душой,
всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью.
В борении молитвенных ночей
Учись прощать.
В прощенье радость скрыта,
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты прощен был сам.