Mы все ответственны за всех

Лариса Ракитянская

Несколько сюжетов по данной тематике.

Однажды один профессор колледжа предложил своим студентам, занимающимся в группе социологии, отправиться в трущобы Балтимора (США), чтобы собрать сведения о жизни 200 мальчиков. Он попросил их дать свою оценку будущего каждого из этих мальчиков. И во всех случаях студенты написали одно и то же: «У него нет никаких шансов». Двадцать пять лет спустя другой профессор социологии случайно обнаружил результаты давнего исследования и поручил своим ученикам продолжить проект, чтобы узнать, что сталось с теми мальчиками. За исключением 20 человек, которые переехали или умерли, студенты выяснили, что 176 из оставшихся 180 достигли успеха значительно выше среднего уровня в качестве преподавателей, врачей, специалистов с образованием. Профессор был поражён и решил выяснить причину подобных результатов, вышедших из-под «контроля» логических ожиданий. К счастью, все эти люди по-прежнему проживали в районе Балтимора, и он имел возможность практически каждому из них задать вопрос: «Чем вы объясняете свой успех?». И во всех случаях получил одинаковый ответ: «Это всё благодаря учительнице». Учительница, о которой шла речь, была ещё жива, поэтому профессор разыскал её и спросил эту пожилую, но по-прежнему энергичную женщину, с помощью какой магической формулы ей удалось вытащить своих учеников из городских трущоб и помочь им добиться жизненного успеха. Глаза учительницы блеснули, и на губах появилась мягкая улыбка: «Очень просто, — ответила она. — Я любила этих мальчиков».

Современные учёные-филологи определили некие закономерности развития детского организма. Мы все знаем, что наш головной мозг состоит из двух долей — правой и левой. Левая отвечает, скажем так, за обыденность нашей жизни, а правая — за интеллектуально-творческий потенциал. Эти две части соединены так называемым мозолистым телом, и самое поразительное, что до полового созревания они (доли мозга) работают вместе, помогая друг другу в получении и накоплении информации и знаний, качеств, чувств. Затем на всём оставшемся протяжении жизни эти два полушария работают обособленно. Поэтому так важно не упустить этот период времени, чтобы дети и подростки вобрали в себя как можно больше знаний и качеств, которые затем могут в значительной степени определять их дальнейшую жизнь. Посмотрите вокруг, как много ошибается человек в течение жизни. И это, как правило, потому, что уровень полученных в подростковом возрасте знаний и внутренних качеств был недостаточно высок и недостаточно нравственен, ибо большинство наших ошибок имеют причины нравственного несовершенства. И в этой связи так важна роль тех людей, которые бы искренне поделились своими качествами доброжелательности, любви и сострадания.

Я знаю одну достаточно обеспеченную семью, где отец, постоянно занятый на службе человек, практически не занимался воспитанием своих детей (так как мы все это понимаем), не проверял уроки и дневники, не ходил в школу и даже не особо баловал их совместным времяпровождением. Всё это было на плечах матери, но у отца семейства есть несколько выдающихся качеств, определяющих его как незаурядного человека, — это исключительная порядочность, абсолютная надежность и душевная щедрость. Их старший сын учится в институте, и отец отдал ему одну из своих машин — приличную иномарку (нормальное явление в современной жизни обеспеченных семей). Однако этот молодой человек (сын) нашел вечерний приработок и, накопив немного денег, купил старую-престарую машину, которой более 20 лет, и затем отказался от отцовского подарка (и ее за ненадобностью продали), и теперь вечерами сидит в гараже и своими руками доводит её до удобоваримого состояния. Этот случай заставил меня призадуматься — а зачем было этому парню отказываться от приличной тачки (ну кто не любит и пофорсить, и прокатить друзей или девушку на хорошей машине?), ан нет. Откуда в нём, ещё не научившемся бриться, взялись столь необходимые в будущей жизни черты характера, как они могли к нему попасть и уже осесть на уровне убеждения? Естественно, они передались от родителей на интуитивном уровне — без слов, без нравоучений, без душещипательных бесед — сами по себе, как и было задумано Матерью-Природой. И как радостно, что нашлось ещё одно подтверждение тому, что «яблоко недалеко откатывается от яблони».

Фото Юрия Рубинского