На безопасности не экономим

Елена Павлова
Идет совещание., Дума Ставропольского края, Безопасность
Александр ПлотниковИдет совещание.

Несмотря на то, что в повестке совещания комитета по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству было только два вопроса, оно превысило установленный временной регламент. Речь шла о бюджетной обеспеченности в 2015 году отраслей, подведомственных комитету, и о законах, которые подлежат изменению и упразднению.

Расходы придется сократить

Бюджет будет сложным, что для Ставрополья не новость. А в этом году, в связи с геополитическими процессами, экономика не только нашего края, но и России в целом, проходит испытание на прочность. Тем тщательнее приходится соизмерять доходы с расходами и корректировать законодательство в сторону сокращения последних. То бишь идти на непопулярные меры.

Депутаты поддержали проект Закона № 391-5 «О приостановлении действия Закона Ставропольского края «О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных предприятий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов СК в связи с Законом СК «О бюджете СК на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов». В перечне «попавших под сокращение» - 26 законодательных актов, касающихся субсидий, компенсаций и индексаций.

Необходимость пойти на непопулярные меры объяснил в своем докладе временно исполняющий обязанности заместителя министра финансов края Александр Бондарчук. Большинство макроэкономических показателей были пересмотрены в сторону понижения. Законопроект сформирован на основе «консервативного» варианта прогноза развития Ставропольского края на 2015-й и на период до 2017 года, основных направлений бюджетной и налоговой политики на этот же период и оценкой поступления доходов в краевой бюджет в 2014 году. А в нынешнем году наблюдается снижение основных параметров, влияющих на доходы краевого бюджета, по сравнению с показателями прогноза, учтенными при формировании бюджета Ставропольского края на 2014-й и плановый период 2015-2016 годов в Законе 105-кз (приложение).

По мнению правительства края, применение «консервативного» варианта прогноза позволит снизить риски неисполнения расходных обязательств при снижении поступления доходов в краевой бюджет по сравнению с планом.

На снижение доходной части бюджета в настоящее время влияют такие показатели, как «прибыль прибыльных предприятий». Если в 2013 году она составляла 48 миллиардов рублей, то в нынешнем снизилась на 5 процентов. В 2015 году по экспертным оценкам этот показатель может подняться только на 2 процента, то есть уровня 2013-го все равно не достигнет. Аналогично растет фонд заработной платы: за 2014-й возрос на 3 процента по сравнению с прошлым годом.

Учтены и параметры, влияющие на доходность бюджета. Кстати, в сравнении с планом она в этом году возросла на 7 процентов. И все-таки даже в новом экономичном варианте, с учетом урезания тех самых 26 законодательных актов, расходы превысят доходы более чем на 9,5 миллиарда. Дефицит бюджета составит порядка 15 процентов.

- Такой дефицит сильно снижает маневренность в принятии решений, - говорит замминистра, - и диктует необходимость оставлять в расходных статьях бюджета только самое необходимое.

Председатель комитета Думы СК по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Петр Марченко., Дума Ставропольского края, Безопасность
Александр ПлотниковПредседатель комитета Думы СК по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Петр Марченко.

Собственно все понятно: меры, которые принято называть «непопулярными», продиктованы необходимостью. Вопрос задал только председатель комитета по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Петр Марченко. Касался он проекта Комплексной системы безопасности. На ее создании депутаты настаивали еще год назад. К этим требованиям прислушались, и в бюджет 2014 года было заложено 4 миллиона на разработку проекта. И, конечно, вопрос о том, какова его судьба, был вполне закономерен. Он и стал плавным переходом ко второй части совещания, а заодно – и главным камнем преткновения. Но об этом немного позже.

Когда расход работает на доход

В целом направления, подведомственные комитету, в следующем году будут финансироваться на уровне года нынешнего. По государственной программе «Социальная поддержка граждан» в связи с празднованием 70-летия Великой Победы будет осуществлена единовременная денежная выплата «детям войны» (тем, кто родился в период с 4 сентября 1927 года по 3 сентября 1945-го). На это в бюджет закладывается 46 миллионов рублей. 30 миллионов будет потрачено на проведение ремонта нуждающимся пенсионерам в рамках краевой программы «Улучшение социально-экономического положения и повышения качества жизни граждан пожилого возраста». 23,7 миллиона закладывается в подпрограмму «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и содействие развитию гражданского общества», 4,7 миллиона – в подпрограмму «Оказание содействия добровольному переселению в Ставропольский край соотечественников, проживающих за рубежом».

В реализацию Государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» планируется вложить более 1,3 миллиарда рублей, из них 553,5 миллиона – в обеспечение пожарной безопасности. На замечание представителей пожарной охраны, что эта цифра составляет треть от существующей потребности, и, экономя на противопожарной безопасности, мы теряем на ущербе от пожаров, председатель комитета напомнил о том, на какие непопулярные меры приходится идти, чтобы обеспечить финансирование самого необходимого – в том числе и этой бюджетной строки.

Но при всех сложностях в 2015 году расходы по некоторым статьям будут даже увеличены, в том числе расходы - на содержание государственного казенного учреждения СК «Противопожарная и аварийно-спасательная служба».

Не пострадала и затратная Государственная программа «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения». Предусмотрены даже дополнительные средства на приобретение и монтаж новых систем наблюдения. На эти цели власти предусмотрели даже больше средств, чем у них просили (125 миллионов вместо ожидаемых 50). Расходы окупятся сторицей – во всех смыслах. Камеры, беспристрастно фиксирующие все нарушения ПДД, служат делу пополнения бюджета за счет штрафов. Они – незаменимые помощники в раскрытии преступлений, и главное – средство профилактики. Под камерами многие водители все-таки стараются не выезжать на встречку, не превышать скорость. А значит, и аварий меньше. Тут речь не только об экономической эффективности, но и о человеческих жизнях.

Сохраняет свои позиции и Государственная программа «Межнациональные отношения и поддержка казачества». Как и в 2014-м на подпрограмму «Укрепление единства российской нации, гармонизация межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Ставропольском крае» выделяется 2 миллиона рублей и 60 миллионов – на поддержку казачества. Предполагается, что большая часть этих средств будет направлена на формирование, обмундирование и обеспечение деятельности казачьих дружин…

О комплексной системе

Ну и, наконец, о «камне преткновения» - проекте программы Комплексной системы безопасности Ставропольского края. Вопросы по теме возникли не только у председателя комитета Петра Марченко, но и у представителя прокуратуры Нелли Капарулиной. Когда начальник управления координации деятельности в сфере общественной безопасности, законности и правопорядка правительства Сергей Сидоренко порадовал собравшихся, что из выделенных на проект 4 миллионов удалось сэкономить 3 миллиона (нашелся подрядчик, взявшийся подготовить проектно-сметную документацию за 900 тысяч), те почему-то не обрадовались, а усомнились: что же можно сделать за такие деньги и главное – когда можно будет увидеть непосредственно сам проект. То, что, согласно контракту, документ должен быть готов к 15 декабря, не вдохновило. Поздно, бюджет на 2015 год уже будет принят, а значит и строки о Комплексной безопасности там не будет. Что для Ставрополья с его географическим и геополитическом положением, как минимум, странно. И если на уровне подготовки бюджета это не поправить на краевом уровне, нас все равно «поправят» Совбез России и Генпрокуратура.

У краевой прокуратуры уже сейчас есть вопросы – например, об успешно реализуемой некогда в крае краевой целевой программе «Ставрополь – антитеррор». Почему после изменений в Бюджетном кодексе она не трансформировалась в государственную программу, как, например, Программа о поддержке казачества? Что этому мешает?

Сергей Сидоренко ответил, что параллельно с подготовкой проекта идет работа над Программой, куда собираются данные из всех министерств и ведомств о мероприятиях антитеррористической направленности. Там указаны и суммы финансирования, и подтверждения того, что эти средства обеспечены в проекте бюджета на 2015 год. И работа по техническому проекту не мешает работе по финансированию комплексной системы безопасности. Она ведется параллельно. А Программа предусматривает алгоритм объединения всех систем безопасности, созданных в городах и районах края в единое целое.

Петр Марченко выразил мнение, что нужно отдельно проработать с Минфином вопрос, как, не увеличивая расходной части бюджета, все-таки ввести в него строку по противодействию терроризму.

Несмотря на имевшие место споры, результатами совещания Петр Марченко остался доволен.

- Наш комитет сумел отстоять все позиции по своему направлению, - говорит он.

- А возможно на самом деле успеть ввести в бюджет отдельной строкой антитеррористические мероприятия? – интересуюсь я. Времени мало, а дело - серьезное. И действительно возникает опасение, что это «танкоопасное направление» у нас не прикрыто финансово.

- Финансирование идет. Сидоренко озвучил цифры, которые разбросаны сейчас по разным ведомствам и министерствам, но направлены они будут на мероприятия антитеррористической направленности и безопасности в целом. И в городах, и в районах созданы системы безопасности. Вы знаете, что в Ставрополе Программа «Безопасный город» было принята одной из первых в стране, и наш опыт перенимают и города края, и другие регионы. То есть программа Комплексной системы безопасности Ставропольского края создается не на пустом месте. Другое дело, что пока мы не видим проектно-сметной документации, то не видим и целостной картины. И не исключено, что когда смету нам представят, то окажется, что какие-то важные моменты или направления на 2015 год у нас остались без финансирования. Поэтому сегодняшним совещанием этот вопрос не закрыт. Мы будем работать с Минфином и другими структурными подразделения, поднимем наработки и просчитаем возможные нюансы до принятия бюджета.

Дума Ставропольского края, Безопасность