На досуге «золотой тенор» любит играть в футбол и петь караоке

Ольга Метёлкина

На досуге «золотой тенор» любит играть в футбол и петь караоке
В середине января на сцене краевой филармонии выступил солист Государственного академического Большого театра и Дюссельдорфского театра оперы и балета Deutsche Oper am Rhein, лауреат Международного конкурса имени Чайковского, обладатель звания «Золотой тенор России» Андрей Дунаев. Ставропольские любители классической музыки и ценители хороших оперных голосов устроили настоящий аншлаг, дополнительным мотивом для которого стало еще одно обстоятельство — Андрей Дунаев наш земляк, его родители и сейчас живут на Ставрополье, а своих «звёзд» в нашем крае любят особенно.

Накануне концерта певец ответил на вопросы журналистов местных СМИ, которых интересовало не только то, как бывший студент Ставропольского музыкального училища сумел покорить сцены престижных оперных театров мира, но и то, как и чем живет сегодня артист и его семья.

Справедливости ради следует сказать, что Андрей Дунаев родился в Сибири, но еще ребенком вместе с родителями переехал в Ставропольский край, в село Красное Грачевского района. Он вырос в музыкальной семье. Папа - хороший баянист, мама — обладательница красивого сопрано, в селе она заведовала клубом, а папа был хормейстером. Поэтому никто не удивился, когда Андрей решил поступать в музыкальное училище на отделение хорового дирижирования. Правда, на этом предсказуемость профессиональной биографии будущего певца закончилась. После второго курса Андрей пошел служить в армию, но, вернувшись, продолжать учебу в музыкальном училище не захотел, а пошел работать музыкантом. Играл в различных ансамблях, в том числе в популярной в Ставрополе группе «Стеклянный корабль», ресторанах «Колос», «Лесная поляна»...

- Андрей Владимирович, а когда Вы стали заниматься оперным пением?

- Если бы остался в Ставрополе, наверное, до сих пор работал бы в ресторане. Перспектив было мало. Я в то время вообще не думал об опере. Получилось так, что я решил уехать в Москву. Поступил в институт культуры. Долго не мог определиться, чем же заниматься - классикой или эстрадой. Педагог посоветовал заняться оперным пением. В 27 лет попал на прослушивание в консерваторию и поступил. К тому времени я был лауреатом конкурса «Славянский базар», успел побывать в Таиланде, работал там в ресторане. Приходилось искать подработки, петь и на Арбате, и в переходах. С пятого курса меня взяли в Большой театр. Год был стажером. А потом всё закрутилось, завертелось. Сейчас ролей 15 уже есть.

- У Вас подписаны контракты не только с Большим театром, но и с оперным театром в Дюссельдорфе. Как работается за рубежом?

- В Германии живу с семьей пятый сезон. Конечно, есть свои плюсы, свои минусы. Не всё нравится в том, как там ставят оперу. Экспериментируют, хотят всё по-новому, всё вразрез. Я терплю, работаю, иногда взрываюсь и говорю: «Ребята, идите вы...» на чистом русском - слава богу, они не понимают. Я в таких постановках пел: ужас просто! Приезжали два американца, ставили «Набукко» Дж. Верди. Опера с хорошим сюжетом, действие происходит в Иерусалиме в VI веке до нашей эры. Американцы решили привязать это к трагедии 11 сентября. Я думаю: стоп, а где же связь?! У нас либретто-то совсем другое. Ну и что: была опера, но такая скукотища. Уж на что немцы — ребята вежливые, но они вставали и говорили: мы это смотреть не хотим - и уходили. Спектакль сняли.

- Неужели и в опере свой кризис?!

- Судите сами. Недавно ставили «Риголетто» Верди. Всё ясно, есть либретто, замечательная музыка. Пришел молодой режиссер, говорит, буду всё делать по-другому. Месяц проработали, директор посмотрел, говорит: плохо, мне это не нравится, до свидания. И мы пели концертное исполнение. Или еще: я пел в «Травиате», где Травиата после аварии, и всё, что происходит на сцене, — это только в ее голове. Черная сцена, Травиата ходит в белом, как призрак.

В Дюссельдорфе «Евгения Онегина» ставил режиссер Джанкарло Дель Монако, сын великого Марио Дель Монако. Он говорит: я не понимаю, что такое происходит. И тоже сделал всё по-своему. На сцене идет черный снег, черные деревья, хор, качаясь, поет: «Вот так сюрприз». Во втором акте мой Ленский ходит с бутылкой, напивается — я, как пьяный, шатаюсь, пою арию. Режиссер говорит мне: «Ты не певец, который пьет, а ты алкоголик, который поет» - интересная задача. В сцене дуэли Ленский сначала целится в Онегина, а потом передумывает и... пускает себе пулю в лоб. Как ни странно, публика в восторге. Для них это понятно: ага, он перепил, вот в чем проблема. Всё логично. Там всегда аншлаг на «Онегине».

- Но не всё же так плохо, наверное?..

- Нет, конечно. В Ставрополь я приехал из Женевы. Там была потрясающая постановка «Дон Джованни» Моцарта. Предложили контракт — спеть на фестивале в Англии в замечательной опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Надо заниматься итальянским, надо учить французский. Хочу спеть в опере Тома «Миньон», в «Ромео и Джульетте» Гуно, «Манон» Масне. Масса планов. Всегда есть к чему стремиться. Это процесс вечный. Недавно подписал контракт с оперным театром в Дрездене. Старинный театр, прекрасная акустика. Практически тот же репертуар. И для моей карьеры это будет лучше.

- А есть ли у Вас свои авторитеты в современном оперном искусстве?

- Есть поразительные голоса. Ильдебрандо Д`Арканджело - бас-баритон, восходящая звезда. Немецкий тенор Йонас Кауфманн, он поет по всему миру, записал множество дисков. Это сейчас лучший Хозе в «Кармен». Лучше я не слышал. К сожалению, российская публика фактически не знает звезд мирового уровня. Они работают в Европе.

- Андрей, расскажите о своей семье: кто Ваша жена, сколько у Вас детей?

- Супруга — Анна, она художник и тоже из Ставрополя. Познакомились с ней давно. Я тогда учился в музыкальном училище, а она - через бульвар на проспекте Карла Маркса - в художественном. У нас двое сыновей. Старший - Никита, младший — Максим.

- А как у них складываются отношения с музыкой?

- У старшего было увлечение - писал рэп на немецком. Не знаю, во что это выльется. У младшего есть голос, слух. Музыкой заниматься не заставляю, потому что знаю, как это трудно. Надо обязательно иметь желание.

- С соотечественниками встречаетесь?

- В Германии особенно тяжело было в первые годы. Немцы все-таки более закрытые, с нашими легче находишь контакт. Сейчас уже легче. В театре много русских.

- Как Вы отдыхаете?

- Люблю на коньках покататься. В футбол с сыном иногда играем. Люблю слушать современную музыку, имею в виду рок, поп. На гитаре люблю поиграть, караоке попеть, душе все равно хочется чего-то русского.
Общение с земляками во время приезда на Ставрополье принесло Андрею Дунаеву много радостных минут и оживило воспоминания о студенческих годах, когда начинался его путь в большую музыку. Мы же, в свою очередь, будем надеяться, что имя славного тенора вновь появится на афишах города.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.