«НА ПА (МЯ) ТЬ. Ваш Рыжик»

«НА ПА (МЯ) ТЬ. Ваш Рыжик»

В преддверии Дня защиты детей студенты с 4-го курса факультета психологии специальности «клиническая психология» Ставропольского государственного университета под руководством преподавателя Нины Федоровны Петровой отправились в санаторную школу-интернат № 21 села Подлужного. Там они провели экспериментально-психологическое исследование для будущих дипломных работ, а потом спортивные игры и концерт для учеников. Такие поездки стали традиционными и проводятся дважды в год. В этот раз со студентами отправился корреспондент «Вечерки».

На правом берегу реки Ташлы, в трех километрах от села Подлужного, на склоне Лысой горы стоит здание санаторной школы-интерната для детей, которые находятся в зоне риска заражения туберкулезом: возможно, болеет кто-то из тех, с кем они контактируют, возможно, что у них есть предпосылки к заболеванию. Больных детей там нет, а задача интерната – укрепить здоровье ребят и их иммунитет. Такой интернат на весь край – единственный.

«Пазик» медленно кружит и поднимается по длинной дороге, уходящей от трассы к школе. Издали здание похоже на старинный, прямо как из фильмов про Дракулу, особняк, нависший над небольшим поселком. Но когда приближаешься, он больше напоминает детский лагерь из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»: беседки, спортплощадка и портрет Ленина, выложенный мозаикой над входом. Но само здание все же какое-то удивительно монументальное, с колоннами. В одну сторону от него открывается великолепный вид на несколько километров, а с другой – сразу склон.

«НА ПА (МЯ) ТЬ. Ваш Рыжик»

Мы вышли из автобуса и начали выгружать многочисленные пакеты с одеждой, игрушками и всем, что могло бы пригодиться детям. К тому, чтобы собрать все это, подключались и родители студентов.

На улицу уже выбежали самые любопытные малыши и не спеша вышли те, что постарше. Некоторые – с ленточками «Выпускник». Времени с «Последнего звонка» прошло немного, и, похоже, это особая гордость, и снимать их пока никто не собирается.

Нас встретил бывший директор Николай Хмыза, психолог Елена Диденко и другие педагоги.

Сначала – официальная часть: рассказ об истории заведения.

С 1922 года на месте старой помещичьей усадьбы был организован детский дом. Постепенно он расширялся, через 30 лет здание было достроено. В конце 50-х было сделано больше всего: провели электричество и телефон, позже – асфальтовую дорогу. В 1959-м детский дом получил статус школы-интерната, а еще чуть позже был превращен в санаторную школу-интернат, так как находился в зоне с отличными климатическими условиями.

Николай Хмыза рассказал, что делается для поддержания здоровья детей: полноценное, нормированное, здоровое питание, регулярные врачебные осмотры и оздоровительные процедуры. А кроме того, что важно не только для ребят, но и для студентов, — психологическая поддержка учеников. Психолог Елена Диденко смогла работать в настоящей команде с педагогами, что не всегда происходит и в обычных школах, и практически помогать ученикам, учителям и даже их родителям. В подобной школе это особенно важно, так как некоторые семьи – проблемные. Дело даже не только в заболевании туберкулезом, например, у родителей, но и в тяжелых судьбах ребят и членов их семей. Поддержка психолога там особенно важна.

Но есть у школы и проблемы. Год назад умерла доктор, которая постоянно работала в школе. Ею были придуманы и во многом на ней держались оздоровительные программы для детей. Школа на время оказалась в тяжелом положений. Оздоровление – одна из задач интерната, а в округе врачей вообще не так много. Проблема была решена, хотя не так, как раньше. Врач-педиатр, который «отвечает» еще за несколько мест, приезжает в интернат раз в две недели.

После того как «вводная лекция» была дана, а студенты отправились проводить различные исследования и апробировать психологические методики, я смог погулять по коридорам школы-интерната. После «Последнего звонка» многие уехали домой, и в здании было пусто и почти совсем темно. Стало как-то неуютно, и в голову полезли разные мысли. Что будет происходить с интернатом в ближайшее время в свете всех невнятных образовательных реформ? Как будет финансироваться школа, где педагоги иногда даже вынуждены учить читать пятнадцатилетних детей, которые ни разу в жизни не сидели за партой? Грамотность по минимуму – большой результат для них, но не для какой-нибудь комиссии. Что будет с этими детьми в ближайшем будущем?

Но интернат уже многое пережил почти за вековую без малого историю и, надеюсь, переживет и все остальное. Просто потому, что больше таких заведений в крае нет, и поддерживать его – важная задача. Этим занимаются, с пользой и для себя, студенты-психологи.

Сначала воспитанники интерната побегали с азартом на спортивных играх, потом – повеселились на концерте с конкурсами.

Для всех них, как показывают исследования, очень важно общение. Младшие очень любопытны, затевают разговор первыми. Старшие наблюдают со стороны. Им по возрасту «не подобает» бегать с малышней, но смотрят на все происходящее всегда с интересом.

Приезда студентов здесь ждут. Тем более что за участие в эстафетах команды получили вкусные торты, а на концерте различные призы за конкурсы. На прощание самый активный мальчик с рыжими волосами подарил нам шарик, где ручкой написал: «НА ПА ТЬ. От всего сердца ко всем вам. Ваш Рыжик».