«На пенсию не собираюсь...»

Лариса Денежная

«На  пенсию  не собираюсь...»

Когда закончилась кадровая военная служба, защита прав потребителей  стала  для  Дмитрия Ивановича  Логвина делом его жизни. В эту  сферу  офицер запаса пришел в начале лихих девяностых. В то время, свободное от всего,  такие люди с бойцовским  характером были очень востребованы.  Закон  о  защите прав потребителей   робко  прокладывал себе дорогу.   Разбалованные во времена тотального дефицита продавцы  вначале не хотели вообще признавать, что у покупателя появились  какие-то права.  Что он может  что-то требовать. Письменные жалобы потребителей работники прилавка расценивали как вызов.

Может, поэтому  подспорьем общественной организации были казаки -  первые активисты тогда еще городского Союза защиты прав потребителей.  Без них не обходились рейды по торговым точкам и проверки  жалоб покупателей с  выездом на место. Привлечь  казаков Д.Логвину, атаману Ставропольского городского казачьего общества, не составило труда.

- Уличная торговля тогда была стихийным бедствием, - вспоминает Д.Логвин. - Повальные обвесы-обсчеты, антисанитария, просроченные  и некачественные продукты, одноразовая одежда-обувь… Ни документов на товар, ни чеков. Попробуй докажи, кто у кого купил и когда.

 Доказывали и защищали. В Ставрополь к общественным «защитникам» потянулись из ближайших сел.  Чтобы  расширить свою  деятельность и географически, и в правовом плане,   поменяли статус  организации. С 1998 года  учредили краевой Союз защиты прав потребителей и налогоплательщиков.  Это была первая краевая организация.  На  сегодня она  - пионер и ветеран общественного движения по защите прав потребителей.  Дмитрий Иванович Логвин – ее бессменный руководитель. В этом году исполняется  15 лет его  деятельности в этой сфере.

- Если на первых порах мы активно занимались уличной торговлей, то потом, когда городские власти  начали наводить здесь порядок,  эти проблемы ушли под «крышу». В смысле  претензий к стационарной торговле.   Мы работали параллельно с отделом защиты прав потребителей комитета экономразвития и торговли городской администрации.   Жалоб было столько много, что его специалисты не справлялись с  потоком.  Но мы  не конкуренты, а союзники. И сейчас работаем  вместе. У каждого  - своя ниша. Если муниципальная структура больше занимается консультированием потребителей, то мы  - судебной защитой. Сотрудничаем также с краевой службой Роспотребнадзора. Я являюсь членом консультативного совета по защите прав потребителей, который работает под крышей этого ведомства. Но если Рос-потребнадзор берет на себя, скажем так, более масштабные проблемы  - в сфере коммунальных, финансовых услуг и прочее, то мы сосредоточили свои усилия на сфере торговли, бытовых услуг.

Когда я узнала, что Дмитрий Логвин порой проводит 15 дней в месяц на судебных заседаниях – практически через день, - была поражена. Не каждый  профессиональный адвокат столько времени  бывает в здании правосудия. С чем только не обращаются в Союз!  То мебель некачественная, развалилась, то автомобиль в срок не доставили. То… ортопедический матрац с запахом, и вмятина образовалась в нем после непродолжительного использования. Многие мировые судьи  знают общественного «защитника».  Внешне – очень скромный. Но  в суде  - лев. Соберет такую доказательную  базу в обоснование исковых требований потребителей, что у ответчика не остается козырных карт. В 90 процентах случаев дела  решаются в пользу людей.  Потребителям возвращают приличные суммы.

- Одно дело по автомобилю, правда, проиграли, но не по нашей вине, - рассказывает Д.Логвин. -  Мы помогали женщине с момента написания претензии. Потом подали иск в суд.  А во время судебного заседания выяснилась очень важная информация, о которой потребительница нам не сообщила. Оказалось,  ее вызвали в автосалон подписать дополнительное соглашение о переносе срока доставки машины. А мы строили исковые требования исходя из того, что срок на поставку машины  в соответствии с заключенным договором 
просрочен.

Треть исковых заявлений  заканчивается мировым соглашением.

- Наша цель – не наказать предпринимателя или фирму, а решить проблему потребителя. Убеждаем ответчиков: судебные издержки обойдутся в несколько раз  дороже стоимости товаров или услуг, лучше решить проблему в досудебном порядке.  Идем на компромисс, уменьшаем сумму исковых требований вполовину. Потом предприниматели и директора  фирм спасибо говорят, что  все  уладили. Один автосалон, например, поменял заказчику новый двигатель на машину. А требовал покупатель вернуть стоимость бракованного автомобиля.  В результате обе стороны остались 
довольны.

Однажды Союз выступил в суде на стороне потребителя, а получилось, что защитил и интересы крупного в крае предприятия. Мужчина пожаловался на плохое качество средства бытовой химии под известной торговой маркой. Стали разбираться, и выяснилось, что к этому товару  невинномысский «Арнест» не имеет никакого отношения. Стороннее предприятие начало выпуск продукции далеко не лучшего качества, незаконно использовав название чужого торгового бренда. В результате к тяжбе подключился и «Арнест», сделали запрос в Роспатент. Суд вынес решение о запрете выпуска продукции под торговой маркой,  владельцем которой является невинномысское предприятие.

- Мне хорошо запомнился этот суд, - рассказывает Д.Логвин. - Представляете, прихожу на заседание, а там сидят представители из Москвы, Бреста, Невинномысска.  Так что общественники многое могут. Потребителю тогда возместили и моральный вред.
Конечно, чтобы выигрывать дела, нужно было наработать судебную практику защиты потребителей. Для этого пришлось пройти долгий путь.

На мой вопрос «не пора ли на пенсию», все-таки  восьмой десяток уже разменял, Дмитрий Иванович отшучивается: мол, так втянулся, что от этого дела уже не просто отойти. Потому что оно стало делом его жизни, которое дает ему силы.