«Нам создавали все условия…»

Я проработала в троллейбусном парке 45 лет, каждый его день — в моей памяти. И сейчас перед глазами картина: июль 1964 года, мы с волнением провожаем на обкатку первые троллейбусы. Они пока еще без пассажиров. А 1 августа в них уже вошли горожане, в числе которых — представители власти края и города, строители, наладчики, работники предприятия, принимавшие участие в создании уникального для того времени транспортного парка. В ту пору далеко не каждый большой город мог позволить себе электрическоий перевозчик.

Первый маршрут был - «Железнодорожный вокзал — газостанция». Он связал центр города с новым жилым районом, который назывался Осетинка. Нетрудно представить радость и ликование горожан, проживающих здесь.
Решение о строительстве троллейбусного предприятия руководством города было принято в конце 50-х годов. А в 1958-м выделили и место — на окраине города. Вскоре началось строительство депо, тяговых подстанций, контактной сети, кабельных линий.
Специалистов по их установке и наладке в Ставрополе не было, их пригласили из Москвы, где уже бегал троллейбус.
Когда строительство депо шло к завершению, стали набирать первые группы водителей. В декабре 1963 года 30 человек поехали на обучение в Ростов, в трамвайно-троллейбусное предприятие. А в начале 1964 года 35 человек, среди них две женщины, стали обучаться на курсах водителей в Краснодаре. Вернувшись, водители стали пока трудиться вместе со строителями.
Нам с мужем, Анатолием Антоновичем Рогожниковым, довелось быть у самых истоков рождения предприятия. Мы, тогда два молодых специалиста, работали по распределению во Владивостоке. Предложение поехать в Ставрополь и возглавить строительство троллейбусного предприятия поступило из Москвы, от главка. Нас долго не отпускали, сначала уехала я. Приехала в Ставрополь — меня назначили и. о. директора строительства парка. Начала крутиться как белка в колесе. Выделенная на строительство смета была исчерпана, пришлось стучаться во все двери. Тогда председателем горисполкома был Леонид Васильевич Поздняков. Сам производственник, он поддерживал новостройку во всем. Относительно меня даже наказ был: подойдет девочка — сразу ко мне, чтобы не сидела в приемной.
А Анатолий Антонович вырвался с прежней работы только четыре месяца спустя. Приехал в Ставрополь - а я с группой водителей в Ростове. Он стал директором строительства, я сдала ему дела, а сама стала начальником энергослужбы и пробыла им 45 лет.
Анатолий Антонович с таким жаром взялся за дело! Руками первых работников предприятия были посажены тысячи деревьев и кустарников. На окраинном пустыре высаживались сосны, голубые ели, уникальные виды акаций, груши, глаз радовали красивые розарии, беседки, обвитые виноградом и даже фонтан. Была построена спортивная площадка и разбит яблоневый сад. Коллектив занимал первые места в соцсоревновании по России. С нашим духовым оркестром коммунальники города много лет ходили на демонстрации.
В коллективе ценились трудолюбие, коммуникабельность, уважительное отношение друг к другу, культура общения с пассажирами.
Моральный климат, который сложился в те годы, сохранялся на предприятии долгие десятилетия.
К сожалению, сейчас предприятие переживает не лучшие времена. Оно пережило банкротство, перешло в частные руки, хотя транспорт такого рода никогда и никому не приносил прибыли и обычно остается муниципальной собственностью. У нас огромное электрохозяйство, требующее постоянного развития, внимания и заботы. Но, думаю, не надо говорить, что по безопасности, комфортности и экологичности троллейбус намного превосходит транспорт малой вместимости, заполонивший сейчас улицы Ставрополя. Троллейбус — это примета цивилизованного города. В наше предприятие за 45 лет вложено столько средств, труда, что потерять все это было бы просто безрассудством.

Раиса Рогожникова, ветеран предприятия.