Наступает время компромиссов

Тамара Коркина

Наступает время компромиссов

Реформирование ЖКХ, энергосбережение, общедомовые приборы учета, плата по нормативам, сложные взаимоотношения с управляющими компаниями, ожидание новых правил предоставления коммунальных услуг, новых тарифов - жизнь многоквартирного дома и его жильцов спокойной и упорядоченной сегодня не назовешь. Куда ни кинь - кругом проблемы. Особенно они обострились с решением ОАО «Ставропольэнергосбыт» при заключении договоров с управляющими компаниями провести сверку платежей за электроэнергию. Тысячи горожан буквально загнаны в многочасовые очереди. В общем, у «Вечернего Ставрополя» снова назрела необходимость задать вопросы, с которыми читатели обращаются в газету, председателю краевого комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Александру Ивановичу Скорнякову.

— Давайте начнем наш разговор с тарифов на коммунальные услуги. Люди привыкли, что они с началом нового года повышаются, и поэтому волнуются: что ждать в 2012-м?
— Я с удовлетворением сообщаю, что с 1 января тарифы на жилищно-коммунальные услуги не повышаются. До 1 июля они останутся на прежнем уровне.
— А потом?
— А потом будет повышение, но не столь значительное, как бывало раньше. На некоторые коммунальные услуги тарифы будут повышаться в два этапа. Например, по тепловой энергии — с 1 июля и с 1 сентября, каждый раз на шесть процентов. В среднем по 2012 году увеличение — в пределах инфляции. Один в один ситуация по водоснабжению и водоотведению. Электроэнергия для населения подорожает с 1 июля на шесть процентов.
Тариф на газ с 1 июля увеличивается на 15 процентов. Но тут я хотел бы дать пояснение. В холодные месяцы в первом полугодии, когда продолжительность отопительного периода около 3,5 месяца и идет большой расход газа, цена на него не повышается. Она увеличится только с 1 июля, отопительный сезон во втором полугодии - 2,5 месяца. То есть фактические расходы для жителей, отапливающих газом дома, в среднем увеличатся на шесть процентов.
Нормативы на коммунальные услуги тоже повышаться не будут. Многие знают, что с введением новых правил предоставления коммунальных услуг будут действовать нормативы на квартирное потребление и общедомовое. Но пока методика их расчетов Минрегионразвития до нас не доведена.
— Многие звонят в редакцию по поводу повышения оплаты за жилищные услуги.
— Тут надо четко понимать: оплата за жилищные услуги — это не тариф. Она не регулируется государством, а формируется собственниками жилья в доме и вносится в договор с управляющей компанией. То есть это вопрос взаимоотношений двух сторон. Поэтому жители должны сами его контролировать, знать, за какое обслуживание они платят. За безопасность платить, безусловно, надо. Чтобы вовремя проводился ремонт, профилактические работы. Чем больше запущен дом, тем жильцам хуже. А вот иметь ли в подъезде уборщицу, домофон, интернет, пластиковые окна — жители решают сами. В настоящее время Минрегионразвития разрабатывает стандарты, какие услуги обязательно должны выполнять управляющие организации, за это мы просто обязаны будем платить.
— Какие программы будут действовать в новом году?
— До 2015 года продлится работа фонда по 185-му Федеральному закону. На 2012-й до края лимиты уже доведены, мы получим 575 миллионов федеральных денег. Из них треть пойдет на переселение, остальные средства — на капитальный ремонт. Это не так много, как в пиковые годы, когда мы только на капремонт получали до полутора миллиардов рублей.
Хочу напомнить, что за три года капремонт проведен на территории 28 муниципальных образований, отремонтирован 1391 многоквартирный дом. Более 150 тысяч человек улучшили условия проживания.
Мы не только капитально отремонтировали дома, но и заменили по краю 339 лифтов. Будем менять и дальше, сейчас формируем новую программу по лифтам. Софинансирование собственников домов, вошедших в капитальный ремонт, будет прежним — пять процентов.
Продолжится краевая программа по установке общедомовых приборов учета. Из краевого бюджета на эти цели уже выделено более 100 миллионов рублей. В Ставрополе эта работа проведена неплохо, особенно по установке общедомовых электросчетчиков. К концу года они будут стоять во всех МКД. Программа действует на тех же пятипроцентных условиях.
И хочу сделать акцент: если дом принял решение об установке общедомовых приборов учета тепла, то не надо забывать установить и теплорегуляторы.
— Людей волнует вопрос: срок установки общедомовых приборов учета энергоресурсов обозначен законодательством до 1 июля нового года. Почему же сейчас ресурсовики требуют немедленной установки и расчетов по показаниям общедомовых приборов или по нормативам?
— Такое требование в первую очередь предъявляет ОАО «Ставропольэнергосбыт». Надо подчеркнуть, что до 1 июля установка приборов учета добровольная, люди сами определяют, как и за счет чего их поставить. А потом их будет устанавливать ресурсоснабжающая организация за свои средства с рассрочкой для населения на пять лет. Так говорит законодательство.
Ресурсовикам придется брать кредиты, изыскивать средства, что, конечно же, очень хлопотное дело. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы до 1 июля было поставлено как можно больше общедомовых приборов. И мы постараемся, чтобы наша краевая программа по установке была полностью профинансирована в первом полугодии.
— Сейчас опять усилился поток жалоб в редакцию, да и к вам, уверена, тоже, по водомерам. В некоторых домах сверх показаний квартирных счетчиков набрасываются дополнительные кубы воды. И это при том, что ни единого литра на общедомовые нужды не тратится, водопроводы исправные, подвалы сухие.
— К сожалению, действующие правила вносят много противоречий, порождающих конфликты между собственниками.
Законодательство предполагает, что в таких условиях жильцы сами будут проявлять инициативу, наводить порядок в доме через управляющие компании. На практике возникло много вопросов, в том числе нравственных, социальных, этических. Люди воруют, если можно так сказать, у соседей, заставляют их платить за свое потребление.
Навести порядок в ЖКХ очень сложно, потому что дома технически не готовы к точным расчетам потребленных ресурсов. Идеальный вариант, чтобы все приборы учета, и квартирные, и общедомовые, были выведены на единое считывающее устройство.
— Александр Иванович, мы не раз говорили с вами о ситуации, сложившейся в Ставрополе с платежами за электроэнергию. Вроде бы и меры принимались, а народ по сей день душится в очередях, загнанный на «сверку платежей». Что это за сверка такая, обернувшаяся большим злом?
— Вы ведь знаете, что до недавнего времени вся расчетная база по платежам была в ОАО «Ставропольэнергосбыт». С 1 июня «Ставропольэнергосбыт» перешел на договорные отношения с управляющими компаниями и расчетами с потребителями за энергоресурсы не занимается.
Управляющие компании оказались не готовы проводить эту работу, она для них новая. Нужны специалисты, а их нет. Да и база данных по платежам, которая была передана в управляющие компании, оказалась недостоверной.
— Но у «Горэлектросети» хорошо отлаженная десятилетиями абонентская служба, электронный учет платежей по каждому потребителю. По сути, она сама не сделала сверку, а переложила свои проблемы на потребителей, взорвала город. Вы согласны со мной?
— Безусловно, согласен, такого хаоса, как в Ставрополе, Ессентуках и Железноводске, в крае больше нигде не было. Правила распространяются на все коммунальные предприятия, но вот по государственным унитарным предприятиям таких безобразий мы не допустили.
Хотя надо сказать, что сверка производилась всегда, этим занимались контролеры предприятия. А когда все население заставили это сделать в один месяц — получилось то, что сейчас есть. Энергетики ссылались в своих действиях на 307-е постановление Правительства РФ, которое действует с 2006 года. Но тут я вынужден сказать, что правила правилами, а жизнь жизнью.
Мы приступили к созданию регионального расчетно-кассового центра, который бы занимался учетом, за что каждый дом и каждый собственник помещения платит. Вся информация о платежах должна аккумулироваться и обрабатываться в независимой структуре, и тогда для дома будет легче поменять УК, пережить ее банкротство.
— Грядет новый год, в нас неистребима вера в то, что он принесет улучшение, исполнит наши желания. Они у вас есть — я имею в виду исключительно рамки нашего разговора?
— Ко мне на прием приходят люди, которые знают законы и правила примерно на уровне наших узких специалистов. С ними приятно разговаривать, они вселяют оптимизм в то, что жизнь многоквартирных домов потечет строго в рамках закона. Чем законодательно подкованнее и активнее будут люди, тем лучше будут работать управляющие компании. Мы не должны забывать, что цель любого бизнеса - получение прибыли, и тут жильцы должны разговаривать с ними на равных, грамотно отстаивая свои интересы. Сейчас, к сожалению, в домах нередки конфликты, это очень плохо.
Что касается нового года, то я его называю годом компромиссов. Без умения идти на компромисс мы не придем ни к какому согласию. Слышать и понимать друг друга должны все — ресурсовики, управляющие компании, жители. Практика последних лет показала, что надо компромиссно применять те правила, которые есть сейчас и придут взамен их. Например, в отношении общедомовых приборов учета в новых правилах все осталось прежним, как было. И надо подходить индивидуально, выставляя потребление, дельту, количество ресурса на каждую квартиру. Не научимся идти на компромисс — породим большой социальный взрыв.
— Я не очень понимаю, о чем вы говорите. Уж как возмущались люди, получая сверх показаний квартирного водомера по 10 - 20 кубов, а им: есть постановление, есть формулы, их не объехать…
— В Ставрополе в начале перехода на общедомовые приборы учета в 2009 году перерасход по воде был в два раза. Тогдашний мэр Николай Пальцев предложил МУП «Водоканал» применить мораторий к домам, которые только установили приборы учета, чтобы граждане увидели реальное потребление ресурса и научились управлять этим. Сегодня такие дома достигли нормальных результатов и превышение расхода воды составляет от 10 до 20 процентов. Это было компромиссное решение? Безусловно. Время сейчас переходное, сложное, его невозможно вогнать в строгие рамки. Например, начнут ресурсовики выставлять управляющим компаниям стопроцентную оплату на определенный день — и мы через полгода обанкротим все компании. Подводных камней очень много. И мы сможем благополучно обойти их только при компромиссах, слыша друг друга.