Наука и детство: эксперименты и творчество

Ольга Метёлкина
В Ставропольском Дворце детского творчества состоялась научно-практическая конференция "Опытно-экспериментальная работа в системе дополнительного образования: тенденции и перспективы развития", организованная управлением образования администрации города Ставрополя, Дворцом детского творчества при участии ведущих вузов - СГУ, СевКавГТУ, СКСИ.

Работники учреждений дополнительного образования города и края, школ города, преподаватели вузов обсудили научные подходы к дополнительному образованию. Директор крупнейшего в крае многопрофильного учреждения дополнительного образования - Дворца детского творчества - кандидат педагогических наук Л.Н.Папенина представила доклад "Опытно-экспериментальная работа как объект управления". Она рассказала о целостной системе управления инновационной деятельностью, включающей анализ, планирование, координацию и контроль, коснулась работы научно-методического совета, куда входят представители администрации, научные руководители экспериментальных площадок, методисты и педагоги.

Наглядным примером поиска и разработки управленческих механизмов координации совместной деятельности служит программа развития "Дворец в ХХI век". По решению коллегии Министерства образования и науки России от 6 октября прошлого года Дворцу присвоен статус базового инновационного учреждения, единственного в Южном федеральном округе.

Глубокий и содержательный анализ опытно-экспериментальной работы как фактора развития образовательных систем был представлен в докладе доктора педагогических наук И.Ф.Игропуло, которая подчеркнула, что сегодня образование как социокультурный феномен становится пространством личностного развития всех субъектов образовательного процесса.

Доктор педагогических наук профессор В.К.Шаповалов затронул в своем выступлении очень важные проблемы формирования социальной компетентности современного школьника, заметив, что дополнительное образование - это важнейшая составляющая образовательного пространства и один из определяющих факторов развития творческих способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, необходимых для формирования гражданского общества. Доктор филологических наук профессор В.М.Головко посвятил свой доклад теме "Персонификация образования интеллектуально одаренных учащихся в контексте функционирования профильной образовательной школы".

Работа конференции продолжилась по пяти секциям, а подведение итогов прошло за "круглым столом". Состоялся заинтересованный обмен опытом, были поставлены проблемы и намечены перспективы экспериментальной работы в системе дополнительного образования.