Найти человека в сердце машины

Сергей Гаврилюк.

Дмитрий Пикалов: Я свято верил в то, что машины спасут мир

Фото Татьяны Бугаевой
Фото Татьяны Бугаевой

В клубе «Пространство BRO» прошла лекция кандидата исторических наук Северо-Кавказского федерального университета Дмитрия Пикалова на тему «Человек-машина». Он рассказал, как исторически менялся взгляд на человека как механизм и почему человек никогда не станет машиной.

Первые механизмы зародились ещё до нашей эры. В 1901 году необычный механизм подняли со дна Средиземного моря возле греческого острова Антикитира. Его возраст датировали приблизительно 100 годом до нашей эры, насчитывал он не менее 300 шестерёнок, и до сих пор точно не определили, для чего он предназначался.

В 2-м веке нашей эры Герон Александрийский создал первый паровой двигатель, который использовал для… развлечения богатых господ. Для этого создавалось множество механических игрушек и даже целые театры. По сути, это были первые компьютеры, но никому и в голову не приходило использовать их в производстве, рабы в качестве рабочей силы были выгоднее. Именно поэтому прогресс так задержался.

Промышленная революция изменила отношение к машинам, теперь они были призваны облегчить человеку жизнь, оставив время для занятий собой и поиска смысла жизни. Сделать его счастливым. Но так ли это? Возможно, человек и есть тот самый идеальный механизм? Одних математических расчетов для ответа мало, нужен философский подход.

Ещё Исаак Ньютон сравнивал мир с машиной, он заявлял, что мир - это механизм, запущенный Богом. Философ и математик Рене Декарт считал, что все живые существа, кроме человека, являются машинами без способности ощущения. В свою очередь, философ и врач Жюльен де Ламетри отрицал такой подход и возводил животных к чувствующим существам, но менее развитым, чем человек.

К вопросу механистичности человека приходит в своей работе «Так говорил Заратустра» Фридрих Ницше. Сам по себе человек в его философии — это мост к сверхчеловеку, то, что нужно преодолеть. Он существует в мыслях о прошлом и надеждах на будущее, не осознавая своего настоящего. Поэтому его Заратустра находит настоящего ученика в канатоходце, для которого каждый миг на канате — это риск. Именно поэтому он живет настоящим мгновением, именно это уводит его от простого механического существования.

- Человек — тоже машина. Но человек, который остановился и подумал о себе, осознал себя в реальности в этот момент, уже нечто большее, чем машина. Он уже мост, между машиной и сверхчеловеком, - объясняет Дмитрий.

В начале девятнадцатого века армянский философ и мистик Георгий Гурджиев довел механистичность человека до абсолюта. Он считал, что определенный уровень механизма заложен в человеке, а далее нужно развиваться самостоятельно. В своём учении он использовал танцы, где человеческое движение доводилось до полного автоматизма, все исполнители работали подобно целому механизму. Когда же начинала играть музыка, все замирали, и в этот концентрация позволяла осознать себя в данный момент.

Аналогичным образом работал театр Всеволода Мейерхольда, создателя «биомеханики». Он выявил закономерности передвижения актера по сцене. Эти идеи перешли из театра в другие сферы. Те же праздники в СССР не обходились без торжественных шествий, где каждый шаг был чётко выверен и марш представлял собой слаженную работу каждого отдельного человека.

Идею механизма подхватили и поставили на поток в фашистской Германии, когда потенциально «нерабочий» винтик просто-напросто уничтожался. Оказывались таковыми только «неарийцы»...

Однако в итоге эти механизмы перестали работать. Оказалось, что человек в качестве шестеренки работает плохо. Может, заработает шестеренка в самом человеке?

Популярное течение трансгуманизма обещает нам бесконечное совершенствование человека с помощью научных достижений. Почему бы не согласиться, если это продлит жизнь? Кто не хотел бы жить дольше? Массовая культура уже дала несколько примеров того, каким будет новый мир. Не обходится и без паранойи: попадаются идеи о том, что вскоре люди полностью подчинятся машинам и станут жить под их диктовку, прямо как в «Матрице».

- Это нелогично. Вот если сейчас компьютер скажет вам «Смысла жизни у вас нет», что вы ему ответите? Скажете: «Да пошел ты!». И так каждый второй человек на земле. Я все-таки пришел к выводу, что человек нечто большее, чем машина. Мы настолько сложно устроены, даже наше ДНК еще полностью не расшифровано, кто знает, может, мы просто скафандр, а ДНК - высший разум, - улыбается Дмитрий.

В античном театре было такое понятие deusexmachina, когда в развязке неожиданно появлялся бог, спускающийся с небес на специальных механизмах. Бога играл человек, а вот механизмы были настоящими, но на сцене оказывалось существо высшего порядка. Может, на том конце ницшеанского моста и находится этот симбиоз?


Татьяна БУГАЕВА.
Сергей ГАВРИЛЮК.

философия, лекция