Не будьте «пылесосом». Сохраняйте холодный рассудок
Лариса ДенежнаяО правовых аспектах защиты прав потребителей, участвующих в акциях распродаж в интернете – «черная пятница»
Эта грандиозная скидочная акция приходится на последнюю пятницу ноября. Для потребителей она - настоящее испытание. Чем ближе к этой дате, тем массированнее и призывнее реклама, заманивающая грандиозными скидками. Смотришь телевизор: «черная пятница» буквально наступает по всем каналам. Выходишь в интернет – «выплывает» реклама. Решил проверить электронную почту – она завалена «скидочными» письмами. Сыплются подобные сообщения и в мобильник… Судя по рекламным обещаниям, выгодных предложений масса. И многое, что продается, действительно нужно. Но пятница, когда предлагаются максимальные скидки, – рабочий день, люди заняты. И в России «черная пятница» растягивается на несколько дней, некоторые торговые сети объявляют даже целый «черный ноябрь». Самые занятые и освоившие шопинг в «виртуальных» магазинах, где ассортимент шире, предпочитают делать покупки во время акционных распродаж в интернете. Время это экономит. А деньги? Как не нарваться на мошенников? А если вам отправят совсем не тот товар… В преддверии «черной пятницы» Роспотребнадзор обращает внимание на ряд ключевых особенностей продажи товаров через интернет. Итак.
Продавец обязан:
- передать потребителю заказанный товар, даже если он еще не оплачен. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар;
- передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если товар оплачен, но продавец тянет с отгрузкой или доставкой товара, то потребитель вправе потребовать уплаты ему за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара;
- четко сформулировать условия и цену приобретения товара по акции;
- предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.
Не допускается навязывание дополнительных товаров и услуг.Если потребителю предлагается застраховать товар или расширить гарантию, следует учитывать, что гарантийный срок, заявленный изготовителем, не может быть уменьшен и не должен быть раскрыт продавцом до заключения договора. Зачастую т.н. «программы страхования» или иной «защиты покупателя» дублируют в себе обязанности, которые продавец или изготовитель должны выполнять в силу закона (обмен товара или его ремонт).
От товара, купленного в интернет-магазине, в том числе в рамках акции «черная пятница», потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара - в течение семи дней (если сохранен его товарный вид, потребительские свойства).
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент его доставки, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Если товар, приобретенный в интернете, оказался ненадлежащего качества, потребитель имеет те же права, что и при «традиционной» (офлайн) торговле. Статьи 18-24 Закона «О защите прав потребителей» предусматривают возможность замены товара на новый, перерасчета стоимости, а также возврата продавцу товара с недостатками.
Согласно принятым по инициативе Роспотребнадзора последним поправкам, Закон РФ «О защите прав потребителей» предусмотрел дополнительную защиту потребителей при покупке товаров через т.н. сайты (приложения) владельцев агрегаторов информации о товарах. К ним относятся такие информационные ресурсы, на которых потребитель имеет возможность получить информацию о товаре, оформить заказ и оплатить его. Важной особенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о фактическом продавце.
На владельцев агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце. При этом в Законе «О защите прав потребителей» названы случаи их освобождения от ответственности. Например, если владелец агрегатора не изменял информацию о товаре (услуге), то требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (или оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации, должно адресоваться напрямую продавцу (исполнителю услуги).
Также Законом «О защите прав потребителей» установлены случаи, в которых владелец агрегатора по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги). В частности, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от них и сообщил об этом владельцу агрегатора. В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит подтверждение о передаче товара потребителю.
С обращениями и жалобами потребитель может обратиться в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или заполнить форму обращения на официальном сайте федеральной службы.
Несколько советов от Роспотребнадзора:
- Проверьте цену на товар со скидкой у других продавцов. Если товар неожиданно «подорожал» перед акцией и со скидкой стоит столько же, сколько и раньше, привлечь к ответственности продавца (многие из которых находятся за рубежом) будет невозможно.
2. Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара. Попробуйте запросить у продавца сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям.
- Обратите внимание на стоимость доставки товара до его оплаты. Большая скидка на товар может быть достигнута за счет дорогой доставки.
- Убедитесь, что продавец не прячет информацию о себе. На сайте (в приложении) должно быть указано фирменное наименование (наименование) продавца, место его нахождения (адрес), режим работы, ОГРН для юрлиц, фамилия, имя, отчество (если имеется) и ОГРНИП для индивидуальных предпринимателей.
- Если вы покупаете товар на сайте владельца агрегатора информации о товарах, то в случае если товар не будет доставлен в срок, вы можете заявить требование о возврате денег такому посреднику (агрегатору). Возврат произойдет в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования.
6. При покупке товара выясните, в какие сроки он должен быть доставлен. Продавец обязан согласовать с покупателем сроки передачи товара покупателю.
- Опасайтесь фишинговых сайтов и ресурсов, основной целью которых является не продажа товаров со скидками, а сбор ваших персональных данных, а также сведений о платежных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.