Не статика, а процесс

Елена Павлова

Не статика, а процесс

Традиционная научно-практическая конференция «Ставрополь - город межэтнического согласия и межконфессионального диалога», проходившая в СГУ под эгидой администрации города, Ставропольского государственного университета, общественной организации «Славянский союз Ставрополья» при поддержке Комиссии по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений Общественного совета СКФО, традиционно подводила итоги прожитого года. Власть, руководители общественных организаций, ученые высказывали свое видение ситуации и оценивали шаги, которые удалось сделать на пути к заявленной в названии конференции темы (а точнее - цели). Ведь достижение согласия путем диалога - это не статика, а движение, процесс… Важно, что поступательное движение вперед (и это уже можно констатировать) - общая цель для власти, научного сообщества и институтов гражданского общества.

Продвижение

А продвижение на этом пути есть, и заметное. Не случайно 2011-й, несмотря на все предвыборные и послевыборные движения, для Ставрополя был значительно менее напряженным, чем предыдущий 2010-й. Если бы информационные и прочие «атаки» провокационного характера не отбивались бы грамотно и не получали бы превентивных инъекций, все бы продолжалось и нарастало. Такие вещи сами собой не рассасываются. Вот и ведущий ставропольский ученый директор Центра социально-экономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН профессор Виктор Авксентьев, говоря о купировании острых процессов и складывающейся позитивной практике по управлению этими процессами, особо выделяет в этой работе именно Ставрополь:

- Причем город пытается работать в проактивной системе, - подчеркивает ученый, - не реагировать на случившиеся события, а действовать на их предвидение и упреждение.

В своем выступлении руководитель отдела по работе с общественными объединениями и политическими партиями администрации города Валерий Новиков в числе приоритетных направлений обозначил следующее:

- Постоянно анализируя ситуацию в межнациональных отношениях, мы пришли к довольно однозначному выводу о том, что в основе противоречий нашего городского сообщества зачастую лежат проблемы самой многочисленной этнической группы – славян. Сегодня эти проблемы на государственном уровне приобретают черты не только этнокультурного и мировоззренческого феномена, но и рассматриваются как проблемы обеспечения национальной безопасности нашей Родины.

Не статика, а процесс

Опыт общения с коллегами, этноактивом, общественностью наших соседних республик показывает, что именно народы Кавказа понимают, что сохранение русских на Кавказе – это сохранение целостности России. Той России, в которой Кавказ является одним из элементов, одним из участников, одним из равноправных членов. Стабилизирующую роль в регионе может сыграть восстановление доминирующей роли русской культуры, имеющей авторитет и опыт добрососедских отношений с исламом и культурами народов Северного Кавказа. Именно поэтому, с одобрения и при непосредственной поддержке Общественного совета Северо-Кавказского федерального округа, его Комиссии по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, Ставропольской краевой общественной организации «Союз народов Ставрополья «За мир на Кавказе», на базе СГУ при самом активном участии его руководителей и ведущих учёных края летом этого года мы организовали и провели экспертную сессию в рамках нашей конференции, на которой рассмотрели ситуацию, выработали практические рекомендации для органов власти, управления, общественности.

Союз единомышленников

— Считаю, что проведение комплекса мероприятий в рамках муниципальной целевой программы «Безопасный Ставрополь» оправдывает себя и по целям, и по составу участников, и, самое главное – по достигнутым результатам, - сказал председатель общественного объединения «Союз народов Ставрополья «За мир на Кавказе» Абдула Омаров. - Безусловно, нужно отдать должное отделу по работе с общественными объединениями и политическими партиями администрации Ставрополя, который сумел объединить учёных, работников органов управления, практиков, работающих в сфере межнациональных отношений, создать союз единомышленников, в определённой мере обеспечивающих поддержание в Ставрополе общественно-политической стабильности и межнационального согласия.

Опыт Ставрополя по достоинству оценён в СКФО. Материалы экспертной сессии по проблемам славянских этносов и её рекомендации стали теоретической основой аналогичной научно-практической конференции в Республике Дагестан. В настоящее время проведение подобной конференции готовится в КЧР.

Полагаю необходимым заметить, что сегодня многие аспекты межнациональных отношений по сути своей взаимосвязаны с различными аспектами общественного бытия и личной жизни граждан, таят в себе опасность протеста, а следовательно, и активизации деструктивных сил.

Не нужно обращаться к далёкому прошлому, чтобы подтвердить это утверждение, ибо последние события в Египте, Сирии, Казахстане, на северо-востоке Турции показывают, что дисбаланс социальных условий проживания населения, протестные настроения жителей неизменно завязываются на национальный и религиозный факторы. Поэтому обращение исполнителей муниципальной целевой программы «Безопасный Ставрополь» к серьёзным вызовам, а также современным угрозам, определение путей минимизации их воздействия на людей, безусловно, оправдано.

В зоне особого внимания

Конечно, сейчас в зоне особого внимания - молодежь, поколение эпохи перемен, выросшее на разломах и расколах всего и вся - государства, идеологии, мировоззрений, ценностей. Во главу угла основных направлений реализации национальной политики в крае ставится интеграция, формирование гражданской идентичности, по сути - формирование народа. Нам в свое время было проще - принадлежность свою к советскому народу мы понимали с детства, хотя и слова-то такого не знали - идентичность… Наше представление о гражданском единстве вполне укладывалось в песенное: «Я, ты, он, она - вместе - целая страна»…

У нынешней молодежи не все так оптимистично, но тем не менее нынешние молодые далеко не космополиты. Директор Регионального научно-методического центра патриотического и гражданского воспитания ФГБОУ ВПО СГУ Ирина Прижиленская привела интересные данные социологических опросов, проводившихся среди студентов вузов СКФО. Так называемыми «гражданами мира» ощущают себя только 13 процентов опрошенных, 14 процентов на первое место ставят национальную принадлежность, а 48 процентов первостепенным считают то, что они - граждане России. Правда, другой опрос выявляет достаточно большой процент тех, кто себя считает гражданином, а представителей других национальностей таковыми считать не готов. Оптимистичны результаты опросов по отношению молодежи к нормам поведения: подавляющее большинство руководствуется нормами морали (59 процентов), почти 17 процентов главенствующими для себя назвали законы РФ, выше законов ставят национальные обычаи 7,5 процента опрошенных. Тем не менее студенческая жизнь сближает - при ответе на вопрос: «С кем возникает чувство общности?» большинство (61 процент) отдали предпочтение товарищам по учебе - без сноски на национальность.

Все начинается с детства

Но лучше, когда дружба начинается с детства. В лицее № 35, в котором учатся дети 20 национальностей, тоже провели свой соцопрос. Участвовали в нем школьники 7 - 11 классов. Так вот - 93 процента ответили, что они с уважением относятся к представителям других национальностей, имеют среди них друзей. 70 процентов сказали, что в общении и дружбе национальность не имеет значения. И 40 процентов хотят узнавать о культуре и традициях других народов как можно больше. Но этот лицей, конечно, учебное заведение особое - здесь работает краевая, а с недавнего времени - федеральная экспериментальная площадка, на которой разрабатываются и апробируются программы элективных курсов «Этническая история региона», «Культура межнационального общения», «Культура и традиции народов Северного Кавказа». Старшеклассники с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью - они подготовили более пятидесяти презентаций по истории и культуре народов, живущих на Северном Кавказе.

А те, кто помладше, с первого по пятый класс, очень любят разучивать национальные игры. Особенно на уроках физкультуры. Игры включаются в план урока. Оказалось, это очень интересно. Тут узнавание идет подспудно через игру, которая всегда – соревнование, но очень веселое. А потом ведь играют между собой обычно друзья…

Директор лицея Наталья Симонова является руководителем экспериментальной площадки, а научное руководство тут осуществляет директор центра гуманитарного образования СГУ Анна Багдасарова. Анна Борисовна отмечает: с детьми уже невозможно работать только с конспектами. Используются в том числе и инновационные методы. Совместная работа убедила ученых в том, насколько правильным было решение о приходе их в школьные аудитории. Работа со старшеклассниками теперь помогает и работе со студентами по целому ряду спецкурсов по межнациональной проблематике - в частности, по направлениям «Кавказ в истории России», «Культуры народов Кавказа и объединительная роль русской культуры».

 Мы работаем вместе пять лет, - говорит Анна Багдасарова, - и сейчас понимаем, как это мало. К счастью или к сожалению, но работы тут очень много - лет на 15 - 20 вперед…

Путям формирования культуры межнационального общения средствами образования на конференции была посвящена целая секция. Правда, выяснилось, что сами учителя мало знают об опыте друг друга. Так, далеко не все знали о фестивале национальных культур «Ромашковая Русь», в качестве эксперимента проведённом в ставропольской средней школе № 4, о комплексе мероприятий, проводимом научной библиотекой им. М. Ю. Лермонтова «Художественная культура народов Северного Кавказа», об этнографической и культурологической деятельности Ставропольского городского отделения региональной организации «Славянский союз Ставрополья», Ставропольской городской молодёжной организации народов Дагестана, грузинского общества в г. Ставрополе, других национальных объединений и культурных центров.

Участники экспертной сессии были солидарны в том, что в воспитании культуры межнационального общения и в работе со школьниками нужна системность. Нужно идти по пути формирования системы поэтапного и в то же время непрерывного психолого-педагогического воздействия и этнокультурного воспитания: дети – подростки - молодёжь.

Может быть, эти вопросы станут темой одной из экспертных сессий на следующей конференции.