Не все, что «Больше чем...» - творог

Лариса Денежная

Не все, что «Больше чем...» -  творог

На что вы ориентируетесь при выборе кисломолочных продуктов: бренд, цену или состав? Как показали результаты дегустации сметаны и творога, проведенной Ставропольским краевым Союзом защиты прав потребителей «Общественный контроль», эти показатели - далеко не бесспорны.

Образцы были взяты в торговой сети города Ставрополя. Дегустационной комиссии, в состав которой вошли помимо активистов СЗПП «Общественный контроль» и Союза молочных групп Ставрополья представители контролирующих организаций, науки и производства, торговли, предстояло оценить 11 образцов (7 наименований творога и 4 - сметаны) торговых марок: «Благода» и «Снеда» (производитель - ООО «Молочное дело Кубань», Краснодарский край), «Деревенское подворье» (ООО «Нальчикский молочный комбинат», Нальчик, КБР), «Коровка» (ООО «Фирма «Сатурн», Адыге-Хабль, КЧР), «Кубанская буренка» (ОАО «Вимм-Биль-Дан», Краснодарский край), «Любимая коровка из Кореновки» (г. Кореновск), «Простоквашино» (компания «Юнимилк», Москва), «Президент» (ЗАО «Лактализ Восток», г. Николаев, Украина).
Дегустация проходила в формате «народной экспертизы». Комиссия оценивала упаковку и маркировку, а также изучала консистенцию, запах и вкус продуктов. Дегустацию молочной продукции начали с творога.

Зачем продукту
«камуфляж»?

Первый же образец - торговой марки «Снеда» - подвергся критике. Его изготовитель весьма хитро продумал дизайн упаковки, прибегнув к приемам маскировки. Крупная надпись «Творог» по центру могла, как говорят украинцы, сбить с панталыку покупателя с плохим зрением. К виду продукта, как оказалось, она не имеет отношения. Упомянутая надпись - «камуфляж», часть словосочетания «Больше, чем ТВОРОГ». Почему производитель прибегнул к такой уловке - понятно, а вот что он хотел этим сказать - загадка. По крайней мере, сведения о том, чем на самом деле являлось содержимое пачки, - «творожный продукт», изготовитель замельчил шрифтом до уровня «без очков не прочитаешь».
- Почему продукт низкокалорийный, если указана жирность 7,5%? - возник вопрос у членов дегустационной комиссии. - Такого термина в обозначении вида продукции - «низкокалорийный» - не существует.
После тщательного изучения маркировки кое-что прояснилось. Оказалось, творожный продукт «Низкокалорийный» - это... название упомянутого образца!
Члены дегустационной комиссии обратили внимание и на пищевую ценность продукта, где значилось, что в 100 граммах - жира 7,5 г, в том числе молочного - не менее... 0,075 г! Отсюда вопрос: чем тогда заменили сырье от коровки? В составе значился растительный жир.
Вердикт комиссии: информация на упаковке вводит потребителя в заблуждение относительно свойств продукта, не соответствует установленным требованиям (Техническому регламенту на молоко и молочную продукцию - ФЗ № 88).
Упаковка творога «Президент, 15%» дегустационной комиссии понравилась: удобная, симпатичного дизайна. Но срок годности - месяц - насторожил. Для натурального продукта многовато. Значит, его произвели или в стерильных условиях, или с добавлением консерванта. Такой же срок реализации был и у «Простоквашино». Лично я стараюсь выбирать молочные продукты с минимальным сроком реализации - они «живее». Однако, если ориентироваться на этот критерий, можно прогадать. Образец с минимальным сроком реализации (7 суток) «Коровка из Кореновки» оказался на вкус кислым, броженым.
Внешний вид творога «Простоквашино» и «Президент» рассыпчатой консистенции был более выигрышным по сравнению с предыдущими «мажущимися» образцами. Их стоимость - более 60 рублей за 200-граммовую коробочку - предполагала и более высокие вкусовые характеристики. Однако ожидания не совсем оправдались. Комиссия отметила посторонний привкус творога «Простоквашино», у «Президента» - невыраженный кисломолочный вкус (впрочем, этим грешили все образцы). Поставили под сомнение и жирность последнего - на вкус не ощущалось, что он 15-процентный.
Аутсайдером дегустации стал творожный продукт «Снеда» - с сильной горечью и неприятным послевкусием. Не потому ли он пытался «замаскироваться»?

Что скрывается
за глянцем?

Если творог подкупает своей рассыпчатостью, то сметана - глянцем. На такой продукт любо-дорого смотреть. А вот есть?
Первой дегустировали сметану «Деревенское подворье».
- О, да тут наверняка стабилизатор! Сомневаюсь, что жирность 15-процентная, - услышала я реплику члена нашей дегустационной комиссии. Перечень замечаний стал дополняться:
- Консистенция сметаны - неоднородная, мелкокрупинчатая, глянца и близко нет. Хотя по ГОСТУ должна быть однородная масса с глянцевой поверхностью.
- Першит в горле. Кислотность невыраженная.
Смутили комиссию подозрительно низкая цена сметаны - 22 рубля за 400 граммов и длительный срок реализации - 30 суток, при том что в составе консервант не значился.
Следующий образец - «Благода» стоил чуть ли не в два раза дороже, 56 рублей с копейками. С консистенцией у него было все в порядке - масса однородная, глянцевая. Однако на поверхности разглядели отдельные плесневые включения. Попробовали сметану... Такая кислятина!!! Вкус перебродившего продукта, да еще с горечью. От «Простоквашино» першило в горле. От «Коровки» - еще сильнее. А во рту осталось послевкусие жира. Лично для себя сделала вывод: «Коровку» точно покупать не буду.
- Такое впечатление, как будто есть замена белка, - услышала реплику члена нашей комиссии. - И после недолгой паузы: - Ну так и есть. Это не сметана, а сметанный продукт. В составе «Коровки» помимо цельного молока - растительный жир.
У членов дегустационной комиссии было еще одно замечание к этому образцу. В производстве сметанного продукта допускается замена молочного жира, но не более пятидесяти процентов. При этом в составе должно указываться: заменитель молочного жира, но не «растительный жир». Кроме того, 30 суток реализации предполагает наличие консерванта, а он не указан.
Нужно сказать, что поиск нужной информации в маркировке сметаны некоторых торговых марок даже у членов дегустационной комиссии, среди которых специалисты молочной отрасли, вызвал затруднение. Например, «географию» производства сметаны «Простоквашино» из трех потенциальных вариантов, указанных на этикетке, где значились Москва, Самара, Казахстан, нашли не сразу. Оказалось, что буквы «СА» означали место «рождения» сметаны - Самару.
Следует отметить и отсутствие документов на ряд товаров. На сметану «Деревенское подворье», например, не было даже товарно-транспортных накладных.
Подводя итоги дегустации, руководитель СЗПП «Общественный контроль» Сергей Харитонов подчеркнул: ее результаты будут переданы в краевую службу Роспотребнадзора. Некоторые образцы продуктов требуют более тщательного исследования в лабораторных условиях. В любом случае подобные дегустации позволяют получить своеобразный срез качества представленных на потребительском рынке продуктов и сориентировать покупателей, на что обратить внимание, прежде чем отправить товар в корзину. Потому что не все, что «Больше чем...» - творог.