«Немаленькие трагедии» в ожидании катастрофы

Ольга Метёлкина

Премьера спектакля «Мурлин Мурло» в ставропольском театре-студии «Слово» имени Владимира Гурьева заставила зрителей не только говорить о нем, но, что не так часто бывает, даже спорить. Ничего удивительного, ведь для постановки была выбрана пьеса современного драматурга Николая Коляды, творчество которого, как правило, всегда вызывает неоднозначную реакцию и у публики, и у театральных критиков.

Спектакль по пьесе «Мурлин Мурло» на сцене Ставропольского Дворца детского творчества поставил Денис Цопарь. Для него это третья режиссерская работа в «Слове». Прежде были спектакли «Непрошеная» по пьесе М. Метерлинка и «Сердцебиение» по произведениям А. Чехова – своего рода «сценическая реинкарнация» двух постановок прошлых лет, созданных еще основателем театра-студии В. Гурьевым.

Первый показ спектакля состоялся в ноябре прошлого года. И вот после значительного перерыва у зрителей снова появилась возможность увидеть «Мурлин Мурло» на сцене Ставропольского Дворца детского творчества.

По словам Дениса Цопаря, пьеса Н. Коляды хороша тем, что в ней можно найти много внутренних смыслов, много дополнительных трактовок. Написанная в 1989 году, она сразу же была принята Галиной Волчек для постановки в московском театре «Современник». При том, что, по словам автора, на семинаре драматургов в Нижнем Новгороде ее «раздолбали в пух и прах».

Пьеса «Мурлин Мурло» не предназначена для публики, которая ходит в театр «тупо отдохнуть» и развлечься. К тому, что зрители неоднозначно отнесутся к спектаклю, его создатели были готовы заранее и не пытались никому угодить. «Я понимал, что спектакль не для массового зрителя, – сказал режиссер-постановщик. – Достаточно жесткий по форме, у многих он может вызывать отторжение: не каждому хочется видеть на сцене ругань, драки, негатив... Еще на читке пьесы несколько актеров отказались играть в спектакле. Поэтому я был готов к тому, что не все зрители примут его».

На мой взгляд, получилась очень живая, честная работа, которая заставляет сопереживать и думать. Кстати, способность размышлять характерна для значительной части зрительского сообщества, не оставляющего своим вниманием ни одной премьеры в театре-студии «Слово».

Жители городка Шипиловска: Михаил (Степан Устинов) и Ольга (Екатерина Астахова).
Жители городка Шипиловска: Михаил (Степан Устинов) и Ольга (Екатерина Астахова).

События в пьесе происходят в маленьком провинциальном городке Шипиловске, где всего «четыре улицы: Ленина, Свердлова, Красноармейская и Экскаваторная» и отравляющий воздух коксохимический комбинат. «Каждое утро, как тараканы из щелей, вылезают и ползут на комбинат», – говорит о местных жителях главная героиня Ольга. С первых сцен спектакля нарастает ощущение приближающейся катастрофы. И не только потому, что сестры постоянно говорят о конце света. Сама психологическая атмосфера, в которой существуют герои, не предполагает жизнеутверждающего развития ситуации.

В маленьком городке, где все знают друг друга, Ольгу называют Мурлин Мурло и считают «тронутой». В первой постановке ее роль сыграла Екатерина Астахова. Она так глубоко проникла в образ своей героини, что временами становилось страшно за актрису: на таком эмоциональном накале она жила в «предложенных обстоятельствах».

По сюжету Ольге 28 лет, но по психическому развитию она напоминает девочку-подростка. В ней детская непосредственность, вера в НЛО и предсказания «волшебницы Банги» существуют наряду со взрослым желанием быть любимой и любить. До поры до времени единственным мужчиной в поле ее зрения остается женатый сосед Михаил. Можно только предполагать, какие психологические барьеры пришлось преодолеть Степану Устинову в процессе работы над этой ролью (особенно если вспомнить его образы в чеховских комедиях). Михаил в пьесе вызывает непреодолимое отвращение. Принцип его существования сводится исключительно к удовлетворению физиологических потребностей. Полюбить такого не под силу даже блаженной Мурлин Мурло.

Старшая сестра Ольги, Инна, в исполнении Екатерины Криволаповой – типичная местная жительница депрессивного городка: пьет, курит, «весьма, так сказать, потасканная дама», как характеризует ее автор. Она появляется со словами: «Инна Зайцева! Советский Союз! Впервые без намордника!». И вообще эта героиня выражений не выбирает. «Пойдём вмажем. Спать ляжем. Сопли распустим, никого не пустим!» – пугает Инна своими вульгарными манерами и разухабистым юмором интеллигентного квартиранта Алексея (Ярослав Черкашин).

Окружающая действительность настолько отвратительна, что относительно здоровые жители городка, отравленного химическими выбросами, «спасаются» алкоголем, а «больная на голову» Ольга начинает видеть Бога и «мультики».

«А вот думаю, что кроме нашего Шипиловска долбаного ничего нет на белом свете. Понимаешь?.. – говорит Инна. – И где-то там в воздухе сидят какие-то люди, которые для нас всё придумывают, понимаешь?»

 «Инна Зайцева! Советский Союз!»: Инна (Екатерина Криволапова) и Алексей (Ярослав Черкашин).
«Инна Зайцева! Советский Союз!»: Инна (Екатерина Криволапова) и Алексей (Ярослав Черкашин).

Приехавший из Ленинграда Алексей напоминает сестрам пришельца из другого, невероятного мира, где люди живут в красивых домах, а не в убогих «хрущобах», в которых постоянно гаснет свет, в свободное время они читают книги и ходят на концерты, а не напиваются «до чертиков» и потом во дворе истошно зовут на помощь… На первый взгляд, Алексей полная противоположность Михаилу. «Удивляюсь вашей жизни, вашему укладу! – говорит он. – Как вы можете так жить? Грустно всё это... Нужно всё перестроить, переделать, перекроить! И всё встанет на свои места. Я, конечно, буду стараться, сколько хватит сил моих, чтобы всё взбудоражить в городе, чтобы началась другая жизнь, иные мысли чтобы возникли в головах людей!»

Тонкий, чуткий, деликатный, воспитанный, Алексей не смеется над чудачкой Ольгой. Тем ужаснее воспринимаются метаморфозы, которые случаются с ним за короткое время. Ему не хватает внутренней силы противостоять грубости, насилию, хамству, бездуховности. И в результате его пафосные речи о высокой любви оказываются наивной демагогией, а в своей низости Алексей превосходит Михаила. Для Ольги это становится настоящей катастрофой: она не может любить такого человека, а жизнь без любви теряет какой-либо смысл. Ольга больше не видит Бога, этого «дядьку с бородой». «Почему от меня Бог ушёл? Почему он отвернулся от меня? Что я сделала такого, в чём я виновата? Почему он ушёл, кто мне скажет?» – в отчаянии кричит она… Жизнь без любви не имеет смысла.

«Мы спорили с Евгением Пересыпкиным по поводу определения жанра пьесы, – поделился Денис Цопарь. – Например, в «Современнике» она вначале была обозначена как «современная комедия», а теперь как «несовременная комедия». Евгений предлагал обозначить спектакль как социальную драму. Когда мы разбирали пьесу с ребятами, для себя вывели основную проблему – трагедия жизни без любви. Главные героини об этом и говорят. Обе хотят ребенка, материнство для них – высшее проявление любви».

Пьеса Н. Коляды дает сложный, тяжелый для восприятия материал, к которому публике приходится мысленно возвращаться после того, как спектакль уже окончен. Как правило, постановки театра-студии «Слово» смотрят зрители разного возраста. Для тех, чья молодость пришлась на начало 90-х, спектакль «Мурлин Мурло» наполнен дополнительным эмоциональным подтекстом. Как сказал режиссер Денис Цопарь, «для атмосферности захотелось сохранить стилистику начала 90-х». Это действительно удалось. В сценографии использованы плакаты с изображением звёзд того времени: Мадонны, Патрика Суэйзи, Ван Дамма, кадр из суперпопулярной в то время «Интердевочки» с Еленой Яковлевой в главной роли, которая играла Ольгу в одной из первых постановок «Мурлин Мурло» в «Современнике». Над кроватью с панцирной сеткой висит типичный для интерьера советской квартиры коврик с оленями… Много «говорящих» бытовых деталей. Реквизит собирали по крупицам, в том числе приносили из дома. Большую работу вместе с режиссером проделала художник Полина Карпухина. Первый опыт сотрудничества с ней театра-студии «Слово» оказался весьма успешным.

После первой премьеры председатель Общественного совета при министерстве культуры Ставропольского края Владимир Лычагин поделился своими впечатлениями на странице театра-студии «Слово» в одной из соцсетей: «Российские литературные алкоголики в прошлом и настоящем обязательно философы. Они в пьяном угаре безуспешно ищут ответы на все вопросы бытия в истерике и мордобое, а козлом отпущения грехов станет плюгавый интеллигент в очках, потому как очкарики у нас слишком любят «большую русскую литературу», а ближнего не любят... Спектакль и смешной, и печальный, режиссёр Д. Цопарь это умело выразил через исполнителей Е. Астахову, Е. Криволапову, Я. Черкашина, С. Устинова. Жалко наших Мурлин Мурло эпохи прелестей уходящего развитого социализма и не хлебнувшего ещё «райских» прелестей наступающего у нас капитализма. Желаю долгой и счастливой жизни спектаклю. Спасибо!».

9 апреля спектакль будет показан во второй раз. Зрители снова встретятся с героями пьесы Н. Коляды. Интрига в том, что в главной роли выступит актриса театра-студии «Слово» Александра Козлова. Напомним, что спектакль рассчитан на зрителей старше 18 лет.

Фото автора.

 Читайте также: Герои пьесы Сургучева поменяли парижскую «прописку» на ставропольскую

«Мурлин Мурло», Денис Цопарь, Год театра в России, Николай Коляда, театр-студия «Слово»