Нет ничего дороже дешевой национальной политики

Елена Павлова
Эта фраза Рамазана Абдулатипова не раз цитировалась

на недавнем заседании краевого Совета по экономической

и общественной безопасности. Само заседание было посвящено гармонизации межэтнических отношений. Время, когда принималась первая краевая программа гармонизации, было,

в сравнении с нынешним, еще более сложным. Конфликты на этнической почве вспыхивали в разных районах края, и для их локализации стягивались дополнительные резервы, привлекались спецподразделения, были случаи, когда перед беснующейся толпой приходилось открывать предупредительный огонь…

Прошло шесть лет, главным достижением которых в области этнополитики можно назвать именно то, что в крае не допустили крупномасштабного межэтнического конфликта, ведь Ставрополье в конце 90-х вполне могло стать новой "горячей точкой", если бы заинтересованным в этом лицам позволили разыграть мусульманскую карту. На противодействие этому были брошены и силовые, и административные, и научные ресурсы. Во избежание дальнейшего проникновения ваххабизма в мусульманскую среду требовалось объединение здоровых сил в среде самих мусульман. 76 этнических советов в крае нынче работают достаточно активно. Результаты, конечно, есть. "Мы вышли из полосы повышенной обостренной этнонапряженности, - прозвучало в основном докладе на заседании совбеза. - Большинство межэтнических противоречий протекает в латентной - скрытой замедленной форме"…

Но успокаиваться, безусловно, нельзя. То, что в крае с 1991 по 1997 год произошло 50 крупных конфликтов на национальной почве, а с 1998 по 2004 год – 12, позволяет констатировать положительную динамику, но никак не говорит о выздоровлении. Тем более что борьбу за это самое выздоровление приходится вести в условиях, приближенных к экстремальным. И не только потому, что Кавказ нынче усиленно пытаются разжечь некие "темные силы" - "светлые силы" в образе родного государства российского немало способствуют поджигательству. Вступающие один за другим в жизнь новые законодательные акты являются тому ярким примером.

В своем докладе начальник отдела национальностей Совбеза Василий Шнюков сделал тревожный прогноз – о возможном обострении межнациональных противоречий в связи с коренным изменением законодательства о порядке землепользования: "Согласно постановлению РФ № 808 в ходе проведения торгов или приобретения прав по заключению аренды земельных участков возникает реальная возможность побеждать на торгах, пользуясь финансовым превосходством"…

Надо ли лишний раз напоминать о том, в каком загоне находится сельское хозяйство и в какой нищете пребывают его труженики, десятилетиями жившие и работавшие на нашей плодородной земле? Никакого финансового превосходства у них быть просто не может, особенно в сравнении с активно прибывающими в край гражданами из соседних республик. Этим товарищам превосходство обеспечено – в том числе и трепетной заботой руководства их субъекта Федерации. Так, например, в Дагестане вовсю процветает система кредитов на обустройство на территории Ставрополья. На 25 лет дается ссуда. Ну и кто будет владеть ставропольской землей при таком раскладе? Точно уж не обнищавшие коренные жители, которых новое законодательство может лишить последнего. Оно и так его лишается практически задарма, от безнадеги и безысходности продавая свои земельные доли заезжим маклерам в 400 - 500 раз ниже их реальной стоимости. Вывод на заседании был сделан однозначный – "в этих процессах заключена реальная угроза личной и общественной безопасности, а значит, этническому миру".

Глава администрации Левокумского района В.Щербинин, говоря об агрессивной хозяйственной политике переселенцев, об отсутствии законодательной базы, ограничивающей поголовье в личных хозяйствах, заявил, что нынешние законы не предусматривают создания нормативной базы для национальных отношений и что закон о защите прав коренного населения уже насущно необходим.

Иначе вступление в силу закона о купле-продаже земли может стать катализатором межэтнических конфликтов. Это уже мнение силовиков. О "катализаторе" говорил заместитель начальника УФСБ по Ставропольскому краю Юрий Скворцов. Да и заместитель председателя правительства края Алла Золотухина обозначила "Закон о земле" и 131-й Закон о местном самоуправлении как конфликтогенные факторы.

Если честно, у нас таких факторов и так выше крыши. А тут еще новые – опять-таки с подачи центра. А Ставрополье уже находится в процессе смены этнобаланса. За последние годы прирастает за счет миграции и рождаемости, весьма высокой у тех же вновь прибывших. Растет численность армян (на 80 тысяч), народностей Дагестана (на 15 тысяч), азербайджанцев (на 7 тысяч), турок (на 6,5 тысячи), грузин (на 3,5 тысячи), корейцев (на 2,5 тысячи), курдов (на 1,5 тысячи). При этом больше половины ставропольских территорий теряют славянское население. Тревогу это вызывает не только у самих славян. Коренные жители восточных районов - ногайцы и туркмены - опасаются, что в случае массового выезда русских административные посты и ресурсы получат переселенцы. Передел собственности с вбрасыванием этнической карты при этом неизбежен. По данным ГУВД края, сейчас на нашей территории действует 38 этнических организованных преступных группировок. При этом на Совбезе был поставлен в пример опыт соседей-краснодарцев, где в ГУВД работает национальный отдел, а в нашем – нет. Обращаясь к губернатору, выступающие говорили, что усиливать надо и отдел национальностей Совета безопасности, в котором всего 4 специалиста. Новая программа гармонизации межнациональных отношений вообще потребует бюджетных затрат – это средства на создание рабочих мест, научные разработки ученых-этнографов и этнополитиков, культура и образование… На поддержку Москвы рассчитывать пока не приходится. Во всяком случае понимания того, что динамичная смена этнобаланса – явление опасное, в первопрестольной пока нет. Этим и обусловлена эмоциональность ответов представителей Совета безопасности на вопрос федерального инспектора Александра Коробейникова о том, почему не предпринимаются меры регулирования этого самого баланса:

- В жертву свободы передвижения у нас принесено все!

Дело в том, что все попытки хотя бы ограничить миграционные процессы натыкались на пресловутые конституционные права, по которым граждане РФ могут свободно передвигаться по территории России и селиться, где пожелают. Почему-то при этом никто не вспоминает, что осуществление этого права не должно ущемлять прав и свобод других лиц. И никто не хочет слышать, что за большинством межнациональных противоречий стоит именно нарушение прав коренных жителей, когда захватываются их земли, идет потрава угодий многочисленными стадами.

В качестве примера был приведен горький "интернациональный" опыт села Советского Кировского района, где благодаря присутствию 1300 турок-месхетинцев и 300 цыган уничтожено водоснабжение, приведены в негодность земли.

- Мы не раз пытались ограничить процесс миграции, - говорит председатель Совета безопасности Василий Бондарев. - В ответ на это нам "пришивали" национализм! По Кавказским Минеральным Водам вопрос ставился начиная с 80-х годов. Это курорт, природоохранная зона, источники – там не должно жить больше 500 - 600 тысяч человек. А там уже живут больше миллиона! Мы не раз поднимали этот вопрос на уровне Федерации. Что мы слышали в ответ?! "Вы не в то время живете! Вы в свободной стране живете!" И с нашей прокуратурой нам приходилось воевать – на четырех глав администраций, попытавшихся приостановить въезд переселенцев, были заведены уголовные дела…

Возможно, благодаря стойкому нежеланию центра увидеть наши проблемы национальный вопрос транформируется в замкнутый круг, который все же придется разрывать. Хотя бы на местном уровне. Большие надежды на казачество, на внедрение программы "Восток". В резолюции заседания есть предложения Думе и правительству края о создании о своих структурах комитетов национальной политики. Необходимо создание системы прогнозирования этноконфликтов, поскольку время, когда можно было их ликвидировать в режиме пожарной команды, прошло.