Нетипичный Петербург. Семь чудных дней в ноябре

Ольга Метёлкина

«Давай вернемся в Питер, где летом носят свитер…» - неотвязно крутится в голове фраза из незатейливой песенки группы «Русский размер». Звучит настойчиво и заманчиво, в то время, как за окном, будто пытаясь согреться и разогнать туман, машет ветками дерево неизвестной породы. А ведь еще совсем недавно я жмурилась от солнца в Измайловском саду у Молодежного театра на Фонтанке. Да-да, от теплого ноябрьского солнца в Санкт-Петербурге. Впрочем, многое из того, что посчастливилось увидеть и пережить за неделю, пока в северной столице продолжался семинар театральных критиков и журналистов, пишущих о театре, было похоже на чудо…

 

«Театр для людей»

Для любителей театра адрес: набережная реки Фонтанки, 114, в Санкт-Петербурге хорошо известен. Именно там, в Измайловском саду, в 1979 году открылся Ленинградский молодёжный театр, который спустя десятилетие стал Государственным молодежным театром на Фонтанке. Интересно то, что даже те, кто ни разу не бывал в Санкт-Петербурге и не видел ни одного спектакля этого театра, наверняка знают в лицо его актеров по многочисленным фильмам и телевизионным сериалам: Сергей Барковский, Зоя Буряк, Валерий Кухарешин, Владимир Маслаков, Регина Щукина, Роман Нечаев, Александр Строев, Константин Воробьев и другие. И всё же зрители по нескольку раз приходят на одни и те же спектакли не потому, что стремятся увидеть артистов из сериалов «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург» или «Тайны следствия», а потому, что это особенный театр. «Театр для людей» - так сказал в одном из своих интервью его художественный руководитель народный артист России Семен Яковлевич Спивак: «Потому что зритель больше всего любит смотреть, когда ему рассказывают о нем самом. Искусство должно поднимать и поддерживать человека. Быть ему матерью, отцом, любимой женщиной. Театр должен оставаться островом разума и добра. В этом я и вижу нашу задачу».

Молодежный театр на Фонтанке, большая сцена.
Молодежный театр на Фонтанке, большая сцена.

Ничего удивительно, что именно «остров разума и добра» Семена Спивака стал местом проведения международного семинара под руководством известного театроведа, театрального критика, главного редактора журналов «Страстной бульвар, 10» и «Иные берега» Натальи Старосельской. Семен Яковлевич на правах хозяина в первый день провел нас по театру: от гардероба до гримерок. Добрым словом вспомнил Валентину Матвиенко, которая перед самым уходом с губернаторского поста решила, что у Молодежного театра на Фонтанке наконец должна быть большая сцена.

Спектакль «Звериные истории» окончен. Артисты вышли на поклон.
Спектакль «Звериные истории» окончен. Артисты вышли на поклон.

- Сцену я эту очень люблю, зал как на ладони, - заметил Семен Яковлевич, пригласив нас на театральные подмостки. Действительно, оттуда зал на 450 мест выглядит очень компактным, даже уютным. Семен Яковлевич не без гордости показывал современное техническое оснащение, без которого сегодня невозможно представить постановку спектаклей…

 

Под покровительством Петербургского ангела

Шесть вечеров, шесть спектаклей на малой и большой сценах пролетели как одно яркое мгновение. Казалось бы, сколько постановок известной пьесы Виктора Розова «В день свадьбы» мы уже видели. Но история, рассказанная в Молодежном театре на Фонтанке, пробирает до самого сердца. В спектакле занято много молодых актеров, в том числе и студентов актерско-режиссерского курса Российского государственного института сценического искусства. Народный артист России Семен Спивак руководит там мастерской, а многие его ученики мечтают попасть в труппу театра на Фонтанке. Удивительно, как тонко и глубоко они чувствуют и передают болевые точки драматургического материала, созданного задолго до их рождения. Такое же впечатление возникает, когда смотришь «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александра Вампилова и «Обыкновенных чудиков» по рассказам Василия Шукшина. При всей условности театрального искусства, всё, что происходит на сцене, начиная от деталей реквизита, поражает своей правдивостью и реалистичностью. Неудивительно, что зрители переживают  эмоции, которые зрители часто переживают со слезами на глазах.

В театре на Фонтанке всегда аншлаг.
В театре на Фонтанке всегда аншлаг.

В репертуаре театра в основном классика отечественной и мировой драматургии. Некоторые постановки идут более десяти лет. В 2017 году мне посчастливилось на малой сцене увидеть спектакль «Жаворонок» по пьесе Ж. Ануя с Региной Щукиной и Сергеем Барковским в главных ролях. К тому времени он шел уже шесть лет. «Жаворонок», которого мы увидели в этом году, вызвал те же эмоции, смотрелся на одном дыхании.

Несколько дней я находилась под впечатлением от спектакля «Наш городок» по пьесе американского драматурга Торнтона Уайлдера. Семен Спивак поставил его вместе с режиссером Сергеем Морозовым четыре года назад, и до сих пор в зале не бывает свободных мест. Некоторые зрители ходят на него по пять-шесть раз и в финале неизменно вытирают слезы. Признаюсь, я тоже нечетко видела потрясающе красивую сцену, в которой Эмилия Спивак в роли Эмили буквально возносилась над сценой, навечно прощаясь со своим возлюбленным. Казалось, что ее хрупкая фигурка вот-вот растворится в воздухе. Вот она – волшебная сила искусства…

Актриса Александра Бражникова, которая в «Нашем городке» исполняет роль миссис Уэбб, призналась, что актеры очень любят спектакль «Наш городок». С Александрой Григорьевной мы встретились и познакомились у служебного входа перед вечерним спектаклем. Оказалось, что Ставропольский край для нее не чужой – мама, будучи родом из Кугульты, много рассказывала о родных местах.

- Сама я только раз была там, - говорит актриса. – Маму перевезла в Петербург. А когда слышу про Ставрополь, на душе становится тепло.

Александра Бражникова и ее муж актер Роман Нечаев играют в театре и много снимаются в кино. Вот уже и сын Алеша выходит на сцену в спектакле «В день свадьбы».

Петербургский ангел в Измайловском саду.
Петербургский ангел в Измайловском саду.

Молодежный театр на Фонтанке – это то место, которое непостижимым образом притягивает людей. Шесть лет назад у него появился свой ангел. Его создал художник-кукольник Роман Шустров и посвятил пожилым людям и старикам Ленинграда и Санкт-Петербурга. Маленькая фигурка Петербургского ангела в Измайловском саду перед театром вызывает исключительно теплые чувства у местных жителей и туристов, поэтому, наверное, находятся добрые люди, которые в холодное время заботливо надевают на него шапочки и повязывают шарфики.

 

«…в «Пале-Рояле» жилось интересно и весело»

В Питере в поисках достопримечательностей далеко ходить не надо. В нашем случае гостиница «Идиллия» на углу Пушкинской улицы и Кузнечного переулка, где разместились участники семинара, могла бы претендовать на музейный статус. Комплекс зданий был построен в 1874 году специально под меблированные комнаты и квартиры. В конце XIX века новая домовладелица Луиза Карловна фон Траубе назвала свою гостиницу на французский манер – «Пале-Рояль». Среди постояльцев встречалось немало представителей богемы. «На Пушкинской улице в Петербурге был громадный дом–гостиница… Ее почему-то возлюбили литераторы и живали там, особенно несемейные, по месяцам, а то и по годам», - писала Зинаида Гиппиус. Федор Иванович Шаляпин вспоминал: «…в «Пале-Рояле» жилось интересно и весело».

В меблированных комнатах Луизы Карловны также было комфортно знаменитому артисту Александринского театра Мамонту Дальскому, художникам Григорию Мясоедову, Исааку Бродскому, Исааку Левитану, писателям Константину Станюковичу, Николаю Михайловскому и молодому поэту Владимиру Маяковскому.

Накануне революции 1917 года хозяйкой «Пале-Рояля» была Наталья Ивановна Агапитова. Бурные события в Петрограде заставили ее бежать в Финляндию. А новые власти превратили «буржуйские хоромы» в густонаселенную коммуналку.

Писатель Леонид Васильевич Власов оставил свои воспоминания о жизни в ленинградской коммуналке на углу Пушкинской и Кузнечного в неопубликованной книге «Повесть о моей жизни»: «Мои родители, работники Октябрьской железной дороги, в 1923 году получили ордер на 20-метровую комнату на третьем этаже… Как рассказывал отец, хозяйку этой комнаты 70-летнюю графиню Анну Тарновскую срочно переселили в соседнюю 12-метровую комнату к ее кухарке Пелагее – ближе к пролетариату… В квартиру въехали со своим скарбом и клопами рабочий местной электростанции и продавец мясного магазинас семьями. К ним присоединились любители чужого денатурата, постоянно пьяные «бедняки».

В одной из комнат коммуналки перед самой войной жил будущий народный артист СССР, оператор и режиссер-документалист Ефим Учитель, отец известного российского режиссера Алексея Учителя.

Конечно, от былого великолепия «Пале-Рояля» в современной гостинице ничего не осталось, однако нынешние владельцы продолжают традиции своих дореволюционных предшественников, сохраняя приверженность к сфере искусства. В ноябре в небольшом холле «Идиллии» была развернута небольшая экспозиция подлинных предметов реквизита из фильма режиссера Алексея Германа-старшего «Трудно быть богом». 

(Окончание в № 226).

Фото автора.

Санкт-Петербург, путевые заметки, путешествие