Ночь музеев

Ночь музеев


В ночь с 21 на 22 мая в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Прозрителева и Праве ожила мумия. Две другие, к счастью, - нет.
Все случилось в ночь музеев, когда по всему миру двери в этот особый мир открыты для посетителей. А еще и происходит что-то феерическое, необычное. В Ставрополе это событие затрагивает два музея (уже несколько лет какое-нибудь шоу тусовочного формата проходит в музее изобразительного искусства). В краеведческом музее впервые состоялась египетская ночь.
Ночь музеев впервые провели в Берлине в 1997 году, после чего это мероприятие с каждым годом расширяло свои границы. Примерно через пять лет оно дошло и до России, а вскоре что-то подобное началось в Ставрополе.
Ночь музеев задумывалась как неформальный способ привлечь разных людей в музеи, сломав шаблоны «скучного места», куда по доброй воле не пойдешь. Вскоре ночь музеев превратилась в традиционное мероприятие, где можно устроить шоу, показать то, чего в другие дни не увидишь. Своеобразный «праздник открытий». С тех времен, когда это был способ привлечения людей, сохранилась по традиции и сниженная или вообще отсутствующая стоимость билетов.
Однако в Ставрополе билеты, наоборот, подросли в цене. Взрослый билет стоил 200 рублей. Несмотря на это, на входе ближе к вечеру появилась табличка, говорящая о том, что билетов уже нет: все были раскуплены заранее.
В холле музея гостей встречали две фигуры сфинксов, вокруг ходили люди в одежде, которую можно увидеть, например, на росписях в великолепной гробнице Сета I.
Почему же была выбрана тематика Египта?
Николай Охонько, директор музея, философски отвечает на этот вопрос. Он говорит, что, приходя в музей, мы видим не просто древности, выкопанные из земли, а часть истории, и это вызывает размышления о чем-то глобальном. Например, о жизни и о... том, что «после нее», как мягко формулирует он. А уж египтяне с их верованиями, традициями и обрядами, связанными со смертью, знали больше, чем кто бы то ни был. Таким образом, египетская коллекция, которая не вписывается в концепцию краеведческого музея, приобрела в эту ночь особый смысл.
Коллекция содержит множество разных предметов, но больше всего привлекала, конечно, настоящая египетская мумия и тело древнего алана, которое претерпело естественную мумификацию. Оно, в некотором смысле, противопоставлялось первой мумии, дополняя собой представленное в этот вечер.
Наверное, никогда музей не видел столько людей сразу. До самой полуночи пришедшие на ночь в музей могли рассмотреть коллекцию, научиться у специалиста, как делать настоящий папирус. Об этом стоит рассказать отдельно. Изготовление папируса - сложный и долгий процесс. Сначала растение очищали от коры, вымачивали в воде, а потом разрезали на тонкие полоски, которые выкладывали вместе и прижимали прессом. В те времена его роль выполнял большой плоский камень. Весь процесс показала Вера Данилевич, заведующая отделом природы.
Также можно было попробовать лепить из глины, узнать, как вершился суд Осириса или как происходила мумификация тела человека. Эти действа наглядно показывали актеры.
Профессиональные стилисты делали желающим прическу, как у египтян, рисунки на запястьях, к тому же можно было занять себя рисованием на песке или просто побродить по непривычно полуосвещенным коридорам.
Финалом всего стало оживание мумии в полночь. К счастью, ни одной из тех, что действительно раньше были живыми людьми и пролежали в земле пару тысячелетий, а той, на примере которой показывали, как хоронили древние египтяне.
Мероприятие не состоялось бы без помощи друзей музея. Или, по крайней мере, оно было бы не таким живым и запоминающимся. Именно они во многом обеспечивали развлекательную программу. Участвовали многие радиостанции города, телевидение, кафе «Подсолнух», Ставропольский театр имени Лермонтова, центр красоты «Lumiere» и другие.
Всю египетскую коллекцию можно было посмотреть и на следующий день, в тихой обстановке, заплатив, как за обычный билет. Уже в понедельник музей вновь превратился из частички Египта в краеведческий заповедник, до следующего года зажив своей обычно-необычной жизнью.


Никита ПЕШКОВ.
Фото
Александра ПЛОТНИКОВА.