Новый год – в ресторане?

Лариса Денежная

Новый год –  в ресторане?
Многие уже определились, где и с кем будут встречать Новый год. Если вы решили избежать утомительных хлопот по организации праздничного застолья и забронировали стол в ресторане или кафе, клубе, где вам обещают незабываемую новогоднюю ночь, вам пригодятся советы специалистов по защите прав потребителей.

Лучше заранее продумать, что будет на столе, т. е. разнообразие блюд и напитков. Ресторан или кафе должен довести до потребителя полную и достоверную информацию об оказываемых услугах, предоставив меню. Эти сведения должны содержать: перечень услуг и условия их оказания; цены и условия оплаты услуг; наименование предлагаемой продукции с указанием входящих в них основных ингредиентов; сведения о массе (объеме) порций готовых блюд, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка или об объеме его порции. Чтобы не получилось так, что в готовом блюде оказался увесистый кусок запеченной форели граммов на 300, а вы рассчитывали куда на более скромную порцию и, естественно, цену.

Предприятие может предложить несколько вариантов оплаты: предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд, а также наличный или безналичный расчет. При расчете выдается документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет и др.).

Помните: без вашего согласия вам не вправе оказывать никаких дополнительных услуг, которые вы не заказывали. К примеру, выставить счет за новогоднюю свечку на столе, которую вы не зажигали.

А если вы определились с новогодним меню, внесли предварительную оплату, но вдруг по каким-то причинам ваши планы резко изменились и пришлось отказаться от услуг кафе или ресторана? Согласно действующему законодательству, потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги. Но при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору. Если вы предупредили об отказе заблаговременно и ресторан не понес никаких затрат, вам вернут деньги полностью. А если это произошло за несколько дней или часов, а то и во время банкета? Вы должны знать: при отказе от получения качественно приготовленного блюда в сумму фактически понесенных расходов войдут не только стоимость работ и услуг персонала, но и полная стоимость использованных продуктов питания. А значит - аванс, отданный вами, может обратно и не вернуться. Но расходы ресторан должен подтвердить документально!

Есть некоторые новые моменты и с подачей на стол алкоголя в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2011 года № 218-ФЗ, который предусматривает запрет розничной продажи алкогольной продукции, включая пиво, после 23 часов и до 8 часов местного времени, за исключением продажи в местах общественного питания. Из него следует: для того чтобы в кафе или в ресторане алкоголь не реализовался для распития за пределами этих предприятий, вам должны принести уже открытую бутылку.

Правда, в этом случае нет гарантии того, что вы платите деньги именно за тот напиток, который выбрали. Поэтому можете предложить принести вам закрытую бутылку с вином и попросить открыть ее при вас.

Если закуски, блюда и десерты окажутся ненадлежащего качества, схема действия такая:

а) если в блюде были обнаружены посторонние предметы (мухи, волосы, фрагменты упаковки и пр.), то применим пп. 4 п. 26 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, т. е. потребитель вправе потребовать безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества;

б) если блюда были приготовлены некачественно, то на основании п. 2 п. 26 Правил вы вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания (например, разогреть, охладить, досолить, дожарить, доварить до готовности и т.д.).
А если в гардеробе вас «обрадуют» объявлением типа «администрация заведения не несет ответственности за сданные на хранение вещи»? За эту услугу посетители деньги обычно не платят. Хотя в действительности все затраты организации входят в цену услуги, а значит - потребитель оплачивает уже и услугу гардероба. В соответствии с
ГОСТом Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» в составе помещений для потребителей на предприятиях общественного питания в кафе, ресторанах, барах, в столовых вместимостью свыше 50 мест обязательно должно быть помещение для гардероба.

В соответствии с абз. 2 п. 1 и п. 2 ст. 924 ГК РФ (хранение в гардеробах организаций) хранитель вещи, сданной в гардероб, или вещи, оставленной без сдачи ее на хранение в месте, специально отведенном для этой цели в организации, независимо от того, осуществляется такое хранение возмездно или безвозмездно, обязан принять для обеспечения сохранности оставленной вещи все меры, предусмотренные ст. 891 ГК РФ.

Положения ст. 924 ГК РФ применяются к хранению верхней одежды, головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях (например, вешалки в столовых, закусочных, кафе).

А если во время банкета вы случайно разбили тарелку или бокал? Обычно администраторы ресторана или клуба пытаются возложить ответственность за нечаянную порчу имущества на посетителей. Однако, в соответствии со ст. 210 ГК РФ, именно собственник (организация или индивидуальный предприниматель) несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено договором или законом. А в соответствии со ст. 211 ГК РФ собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. Однако при выборе потребителем услуги перед заключением договора информация о том, что он несет ответственность за порчу имущества, как правило, не предоставляется. А узнаёт он об этом только из меню (последняя страница), когда практически выбор услуги уже сделан. Вследствие этого, все риски случайной порчи имущества лежат на собственнике.