Нужно ли нам мудреть?

Василий Скакун

Нужно ли нам мудреть?
Ищи лучшего человека среди тех, кого осуждает мир, ибо он мудр.

Вообще, что такое мудрость как таковая? Образно говоря, это открытие, постижение и использование каких-либо законов или даже тайн Природы, которые способны облегчить или упорядочить течение наших жизней. Но человек (ты и я) в силу своего постоянно сомневающегося и осуждающего всех и вся ума с большой подозрительностью воспринимает всю новизну, добытую мудрецами. Даже бытует такая присказка, что всякая великая истина, для того чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. Вначале все говорят: «Это так нелепо, что не стоит это обсуждать»; затем, когда от нее уже не отвертеться, заявляют: «Это безнравственно и противно религии»; ну а когда ею овладели массы, то вынуждены признать: «Да это же давно известно».

Почему так? Да потому, что есть знания, необходимые каждому человеку, и пока человек не усвоит эти знания, все другие будут ему во вред. Вот он, этот самый человек, во всем и сомневается, и пытается все попробовать на вкус.

И эти законы или тайны можно подразделить на внешние и внутренние. Внешняя мудрость началась с открытия двух знаковых устройств, которыми человечество пробило брешь полного примитивизма, – это колесо и рычаг. Все остальное меркнет перед ними, так как именно колесо и рычаг позволили человеку понять, что в принципе могут быть некие приспособления, использование которых экономит физическую силу. Затем наши предки изобрели лук, копье и дубину. И все остальное, что было открыто человечеством после того, имело уже два четко обособленных направления: одно - для быта, второе – для охоты и войн. И, надо заметить, с течением времени то, что для войны (нападать или защищаться), стало превалировать над тем, что для быта. И даже сейчас, когда человечество наконец-то поняло (после Хиросимы и Нагасаки, после Карибского кризиса, когда мир был на пороге атомной войны, и после чернобыльской аварии на АЭС), что мы, люди, способны взорвать Землю и уничтожить мир как таковой, но тем не менее упорно продолжаем направлять свои взоры на разработку новейших средств борьбы против таких же, как и мы сами. Разве можно человечество назвать мудрым в этой связи?

Мы все и почти все время озабочены своим материальным неблагополучием – нам всегда и всего мало, мы переживаем и беспокоимся по этому поводу и по поводу новых покупок соседей, и, хотя это беспокойство способно вызвать у нас отклонения в состоянии здоровья, мы все равно упрямо повторяем, что дело не в деньгах, а в их количестве. А что по этому поводу думали мудрецы:

За деньги можно купить кровать, 

но вы не купите сон,

книгу, но не разум,

пищу, но не аппетит,

пышные наряды, но не красоту,

лекарство, но не здоровье,

роскошь, но не культуру,

развлечения, но не счастье,

религию, но не спасение.

Мудр ли ты, человек, и в этот раз? Та, вторая мудрость, направленность которой определяется внутренним устремлением, она, как оказалось, более важна для человека тех посылов в сторону колеса, лука и денег. Потому как не колесо и не лук, тем более не количество денег, определяют человеческое состояние радости, здоровья и счастья. Нужны иные раздражители, которые и осуществляют наши взаимоотношения с жизнью именно с этих позиций, то есть насколько мы познали и внедрили эту мудрость в себя. «Если вы хотите видеть вашу жизнь более полной, научитесь проводить больше времени в использовании того, что вы имеете, и меньше времени в желании того, что хотели бы иметь», - писалось в трактатах китайских Дао.

Каждый из нас (ах, как бы хотелось), кто способен задумываться о судьбе мира, развития эволюции, и те (которые способны), как правило, неудовлетворенными глазами видят этот мир, сокрушаясь о том, как медленно и с большой неохотой разворачивает он свой корабль в сторону более справедливой жизни. Почему так долго, хочу здесь и сейчас, еще при этой жизни увидеть ростки нового общества. Что же Он, Творец, так долго подлаживает этот мир под отстающих? Или мы что-то не понимаем, или в чем-то заблуждаемся?

Заглянем в манускрипты великих мудрецов древности: «Ты здесь потому, что Существование нуждалось в тебе таком, какой ты есть! В ином случае кто-то другой был бы здесь. Ты воплощение чего-то особенного, существенного, чего-то очень важного, просто ты сам об этом даже не догадываешься. Но тем не менее нам в своем уме непременно хочется быть Кем-то. Почему тебе необходимо быть Буддой? Если бы Бог хотел другого Будду, Он произвел бы столько Будд, сколько захотел. Но Он создал только одного Будду, этого достаточно. С тех пор Он не создал другого Будду или Христа. Вместо этого он создал тебя. Подумай, какое внимание Универсума было уделено именно тебе! Ты избран, не Будда, не Христос, не Магомед. Их дело сделано, они внесли свой вклад в Существование мира. Сейчас ты здесь, чтобы внести свой вклад. Взгляни на себя. Ты можешь быть только собой… Невозможно, чтобы ты стал кем-то другим. Ты можешь радоваться и цвести, или можешь завянуть, если не принимаешь себя. Ты не можешь быть никем иным, а лишь тем, кто ты есть. Расслабься. Существованию ты нужен именно таким, просто не позволь себе не выполнить своего долга».

Как понимать этот посыл мудреца? В каждом из нас заложен колоссальный потенциал великого божественного Духа, способного в нас и через нас творить буквально чудеса. Но и каждому из нас, кроме того, вручили и область творения, в которой мы и способны в наибольшей степени проявлять свои незаурядные силы Духа. Это относится не только к великим художникам, скульпторам, поэтам, деятелям науки и искусства. Каждый из нас, находясь на своем скромном месте, занимаемом в иерархической лестнице развития человечества, может раскрыть те невероятные возможности, вложенные в нас, внести свой личный вклад в развитие мира и эволюции. Но почему так мало среди нас тех, которые по-настоящему сумели реализовать себя в избранном направлении. «Просто, - как говорил тот мудрец, - они завяли...», и в этой связи их жизненные потуги сравнимы с КПД паровозов, которые, вспомним, работали всего на 8 – 12 процентов от возможностей и потребляемой энергии. Все остальное, как говорили раньше, уходило в свисток. И мы с вами в абсолютном большинстве один в один.