О «сюрпризах» выездной торговли

Лариса Денежная

Недавно жители Ставрополя обнаружили в своих почтовых ящиках приглашения на выставку-продажу мебели «Первая цена». На них красовались симпатичные яркие диванчики с привлекательными ценниками. Реклама обещала: «Вы покупаете мебель напрямую у фабрик-производителей...». Народ потянулся на выставку. А вскоре и мы получили приглашение посетить ее, чтобы убедиться, как ... обманывает людей «залетная фирма».

- Мебель - безобразного качества, - возмущалась жительница Ставрополя Марина Николаевна О. - Обивка на задней стенке дивана прибита степлером, как попало - скрепки «сикось-накось», ткань на сиденье волнами, плохо натянута. Подушки в разложенном диване - на разном уровне. Как на нем спать? У нас такую мебель не клепали даже в самые худшие времена «гаражные» мастера.
В сказанное верилось с трудом: ну какой резон продавцу везти в другой город «халтуру», преодолевая сотни километров, нести издержки за аренду торговых площадей, и немалых, рекламу и прочее? В конце концов пострадал бы деловой имидж производителя. Если, конечно, он работает легально. А потому сразу поинтересовались, кто «автор» сих изделий. Отсутствие названия мебельной фирмы на рекламных приглашениях несколько смутило. Обычно известные предприятия не только не скрывают свой бренд, а, наоборот, подчеркивают. О том, что мебель сделали в Ростовской области, Марина Николаевна узнала от продавцов. По крайней мере, ей показали и фирменный цветной каталог производителя. Но вот сомнения у нее остались: если фальшивые деньги можно напечатать, что не отличишь от настоящих, а всякие рекламные буклеты - и подавно!
...В будний день народу на выставке было немного - раз-два и обчелся, что давало нам хороший обзор. Дешевые диванчики с расстояния в несколько шагов смотрелись очень даже миленько. По крайней мере, их «лицевая» часть. Но стоило рассмотреть мебель поближе, заглянуть внутрь и с тыла... Марина Николаевна была права. Попросили продавца разложить один диванчик типа «Северок» - подушки спального места соединились «ступенькой». Посмотрели другой образец - не лучше. Деревянный брус каркаса - с «заусенцами», не шлифованный. Подушки, как говорится, - отдельная песня. Набивка - из поролоновой стружки. Такой наполнитель обычно используют для низкосортной мебели. Производители давно перешли на холлофайбер, который в отличие от поролоновой стружки не сваливается в кучу, держит форму и экологичный. Продавец объяснила: мол, затраты минимизированы, потому и мебель стоит дешево. Так-то оно так. Только вот «нутро» подушки из поролоновой стружки, завернутое в нечто типа синтепона (с такой технологией мы встретились впервые), нам показалось излишним «минимализмом». Правда, как выяснилось, не все покупатели об этом знали. Мало кому приходит в голову заглядывать внутрь диванных подушек. Продавцы же это не афишировали.
- А гарантийный талон на мебель даете? - поинтересовались мы у продавцов. На что прозвучал ответ: мол, на самой мебели есть этикетка, где написано, что гарантийный срок - 1 год.
Объясняем менеджеру: хотим застраховаться на тот случай, если мебель развалится. Кому и как потом предъявлять претензии, когда представители фирмы покинут Ставрополь?
- У нас фабрика стоит 15 лет, 450 человек работают, огромная территория, - в голосе продавца прозвучало раздражение. - Не шарашкина контора. У нас огромные итальянские сушки. Каждую модель делает определенная бригада, а не так: выгрузили одному дрова, он их и пилит, он их и обивает. Есть столярный цех, есть цех изготовления каркаса. Все поэтапно.
Но, видимо, самого главного этапа, где контролируется качество изготовления мебели, на фабрике нет. По крайней мере, это касается изделий с «минимизацией затрат».
Конечно, мы не преминули заглянуть и в договор купли-продажи, выданный на руки одной покупательнице, с которой нам удалось пообщаться. Хотелось узнать, насколько этот документ защищает потребителя от возможных неприятностей. И, кажется, кое-что вовремя предотвратили, обнаружив в договоре некоторые несоответствия. В документе, выданном Валентине Николаевне М., значилось: «покупатель оплачивает доставку товара со склада продавца в
г. Владимир». Пожилая женщина, подписав документ, даже не заметила ошибки в названии города. Долго бы ей пришлось ждать заказанную мебель!
Обратили мы внимание М. еще на один пункт договора, содержание которого противоречит действующему законодательству. Он оговаривает, что в случае отказа от товара по вине покупателя возврат средств осуществляется за вычетом 6 процентов от общей суммы заказа.
Цифра эта взята, что называется, с потолка. Для тех, кто не знает, поясним. Данный вид торговли подпадает под действие правил продажи товаров по образцам (утверждены Постановлением Правительства РФ № 918 от 21.07.1997 г.). Пункт 22 упомянутых правил оговаривает: покупатель до передачи ему товара вправе отказаться от исполнения договора при условии возмещения продавцу реально понесенных им расходов. Причем они должны быть подтверждены документально. Заметим: правилами никакие проценты не устанавливаются. Мало того, покупатель вправе расторгнуть договор до передачи ему товара без указания причин.
Мы связались по телефону с мебельной фабрикой Ростовской области. Нам подтвердили: да, их предприятие сейчас проводит выставку-продажу мебели в Ставрополе. Объяснили и действия потребителя в случае обнаружения дефекта в изделиях. Письменную претензию отправляют на фабрику по факсу с указанием номера счета-заказа на поставку мебели, даты его оформления, причины возврата товара. Как потребитель может воспользоваться правом возврата бракованного изделия производителю, который находится за сотни километров от Ставрополя, сказать трудно. Тем, кто уже купил мебель на выставке, можем посоветовать одно: сохраняйте все документы на товар до окончания его гарантийного срока.