Обильные «Закрома»

Лариса Денежная

Местная торговая сеть «Копейкин дом & Закрома» – одна из немногих, которая не только выдержала жесточайшую конкуренцию с федеральным ритейлом, но и прирастает новыми магазинами, выходя за пределы края. Торговые предприятия продовольственного направления «Закрома» теперь представлены в разных форматах. В Ставрополе, например, полтора года назад в нижней части улицы Серова появился гипермаркет с одноименным названием в формате Black и быстро завоевал популярность не только у жителей 204-го квартала, но и других районов города.


У каждого формата – свой покупатель

Лариса Денежная

Выкроить для беседы хотя бы несколько минут для директора гипермаркета Елены Повторайко был непросто. В небольшое помещение, где мы уединились, то и дело кто-то заглядывал – товароведы, грузчики, поставщики товаров. Оно и понятно: гипермаркет  – большое торговое предприятие. А это 1200 квадратных метров торговых площадей, огромный ассортимент – свыше полутора десятков тысяч наименований, разных товарных групп. Всевозможных нюансов в организации торговли – масса.

Первым делом интересуюсь, что за формат такой у магазина и почему Black, который переводится с английского как «черный». Оказалось, этот цвет поддерживает фирменный стиль формата, который выдержан в торговом оборудовании, одежде сотрудников и вывеске магазина на черном фоне. Только после этого пояснения я заметила: а директор-то в черном платье, которое, кстати, ей к лицу.

В Ставрополе сначала появились продуктовые магазины «Закрома» в формате «у дома». Главный цвет их фирменного стиля – красный. Ну а для гипермаркета выбрали цвет классического сочетания к нему – черный. Понятно, что цветовые решения – всего лишь антураж. Каждое предприятие старается быть узнаваемым для покупателей. Разные форматы – это и разный ассортимент, и ценовая политика. А для их размещения в той или иной части города имеет также значение плотность заселенности жилого массива. Кстати, в микрорайоне «Перспективный» открылся расширенный формат «Закромов» – XL.

У каждого формата – свой покупатель. В магазинах у дома – продукты повседневного спроса, товары эконом-класса. «Закрома в формате Black» рассчитан на покупателей средней платежеспособности. Это не значит, что здесь дорогие товары. Есть разного ценового сегмента. Но наличие широкого ассортимента, сосредоточенного в одном месте, влияет на общую сумму чека. При этом система бонусов, которые магазин предоставляет покупателям, а также проведение всевозможных акций помогает сэкономить деньги.


Конкуренция – стимул к развитию

Лариса Денежная

В двадцати метрах от «Закромов» – магазины федеральных сетей «Магнит» и «Пятерочка». Спрашиваю у директора: не мешает ли такое соседство? Елена Викторовна отвечает: наоборот, только помогает. Это же конкурентная среда, которая заставляет все время развиваться. «Закрома» открылись, когда магазины федерального ритейла уже освоились в микрорайоне. Пришлось завоевывать место под солнцем.

Чтобы привлечь в новый магазин покупателей, провели акцию «По соседству». Всем жителям микрорайона, пришедшим в «Закрома» в течение первых двух месяцев после открытия и предъявившим паспорт с пропиской, подтверждающей проживание поблизости, бесплатно выдавали дисконтные карты, предоставляющие скидки на товары. Такую возможность получили около двух тысяч человек. Магазин постоянно проводит всевозможные акции и розыгрыши.

Летом ежегодно разыгрываются путевки на море. Кстати, 22 июля, в День работника торговли, ими могут стать десять обладателей. Зимой разыгрывается главный приз – сертификат на шубу. Есть среди покупателей и счастливая обладательница нового автомобиля, выигранного в одной из акций магазина.

С утра покупателям предоставляется скидка на товары в 7 процентов – такой возможностью пользуются пенсионеры. А после восьми вечера в отдел кулинарии больше идут студенты (рядом с магазином расположено общежитие агроуниверситета), чтобы купить салаты, различные готовые блюда из мяса и рыбы со скидкой в 30 процентов. Могут воспользоваться 10-процентной скидкой на праздничный набор продуктов именинники как непосредственно в день своего рождения, так и на следующий.

Но скидки и акции, конечно, не главный «козырь» в привлечении покупателей. Этим сейчас никого не удивишь. Что нужно предложить покупателю, чтобы он прошел на несколько метров дальше, минуя торговые предприятия конкурентов?
Елена Повторайко отвечает: широкий ассортимент, качество товаров и обслуживания, сервис.

Уточняю по качеству: как в магазине с просрочкой? Ее нет. Потому что за час до закрытия магазина каждый день продавцы проводят ревизию продуктов по срокам и снимают с полок те, которые завтра уже не должны попасть в продажу. На каждом отделе ведут ежедневник по срокам реализации товаров.
Наличие собственного производства хлебобулочных изделий, кулинарии – гарантия свежести продуктов. Пекарня находится прямо в торговом зале. И особенно новые покупатели, почувствовав аромат свежей выпечки, идут к витринам с изделиями, можно сказать, на запах. Булочки, хлеб разных видов, багеты... Есть свои фирменные изделия. Кстати, по очень хорошей цене. Вот, например, вкусные багеты всего-то по 9 рублей с копейками.
Отдел кулинарии в магазине – один из самых популярных. Это несколько больших холодильных витрин со всевозможной готовой продукцией. «У нас сейчас проходят дни грузинской кухни. Есть замечательные мясные блюда», – рассказала нам Елена Повторайко. Окинув взглядом витрины с салатами, поспешила удалиться. Думаю, это большое испытание для покупателей пройти мимо них: слишком аппетитно они смотрелись.

В день посещения магазина в фруктово-овощном отделе была перестановка. Зато нам удалось понаблюдать воочию, как идет приемка этих витаминных товаров от поставщиков.

– Елена Викторовна, смотрите, какие томаты привезли, бурые вверху, – заглянула к директору товаровед. – Что делать?
Ответ был лаконичный: не принимать. Качество продукции в магазине поставлено во главу угла. И каждый томат, каждое яблоко, огурец или кабачок здесь осматривается и перебирается вручную. Иногда этим занимаются сразу шесть сотрудников магазина. А сам процесс растягивается по времени надолго. Когда вместе с директором мы заглянули в помещение приемки витаминной продукции, увидели: один ящик томатов с бурой верхушкой на сортировке уже отбраковали и начали заполнять другой.
Зато, глядя на свежайшие, один к одному, ровные, по одному размеру, молодые кабачки, директор не удержалась от похвалы: «Ой, какая красота!»
Значительная часть растительной продуктов в магазине – от производителей края: яблоки, виноград, арбузы, грибы... Налажены прямые поставки мяса от фермеров. Поэтому покупатели могут быть уверены в свежести продукции.


Желание покупателя – закон

У каждого продавца находится в кармане ручка и блокнот. Они нужны для изучения спроса покупателей. Нет какого-то товара в продаже? Будет. Возьмут на заметку, а потом и привезут. И не только продуктовой группы, но и сопутствующих товаров. Не было электрических точилок для ножей, косточковыдавливателей – появились. И детские игрушки – нынче модные спиннеры – тоже. Сопутствующие товары для магазина – не второстепенные, если в них нуждаются жители микрорайона.

Покупателям «Закромов» предоставляют и такие сервисные услуги, которых нет в других магазинах. Возле кассы я увидела объявление «Принимаем разменную монету». Когда в других магазинах продавцы иногда отказываются брать мелкие монеты большого количества, не утруждая себя их подсчетом, здесь, наоборот, принимают, используя для этого специальную технику. А еще я увидела оборудованный уголок с отдельным столом, упаковочными материалами, где покупатели могут самостоятельно и бесплатно упаковать подарок.

«У меня – хорошие помощники»

На мой вопрос: как управляется с таким большим хозяйством директор, Елена Викторовна ответила:
– У меня – хорошие помощники. С моим заместителем Мариной Владимировной Абрамовой, которая работает в сети более десяти лет, мы начинали еще с открытия первого магазина «Закрома». Очень опытная и другой заместитель – Ирина Геннадьевна Гаранжа. Прекрасный коллектив товароведов, профессионалов своего дела. В магазине работают около пятидесяти сотрудников, средний возраст – 30 - 35 лет. Молодой коллектив. И, самое главное, стабильный. В первую очередь потому, что для сотрудников созданы хорошие условия. А это и бесплатные обеды, и предоставление оплаченного выходного дня в день рождения. Когда у сотрудников магазина есть уверенность в завтрашнем дне – есть и результат. Теперь нам не нужно заманивать покупателей «по прописке». Покупатели нашего магазина – повсюду.

конкуренция, магазины, торговля, праздник, Ставрополь