Обратная сторона «бонусных карт»

Лариса Денежная

Обратная сторона «бонусных карт»
Между тем в Европе столкнулись с другой проблемой – покупатели стали заложниками бонусных карт. Общество защиты прав потребителей Германии даже выступило с предупреждением: пользуясь такими карточками, покупатели больше теряют, чем находят.
В России эта система поощрения покупателей только набирает силу. Некоторые потребители, собрав целую кипу дисконтно-бонусно-клубных карточек, приспособили для их хранения визитницы и без них не отправляются за покупками. Для владельцев «золотых» и прочих карт более высокого «номинала» в некоторых магазинах, салонах и пр. устанавливается и специальная «льготная» цена. Наши покупатели пока не задумываются, чем они платят за свою преданность. Но опыт Европы может выступить для нас предупреждением, с чем могут столкнуться держатели так называемых «карточек верного клиента».
В Германии это благо – бонусные карты — свалились на потребителей больше десяти лет назад, когда их ввели повсеместно чуть ли не все торговые точки. При их предъявлении в магазинах и на предприятиях сферы услуг можно было получить скидку. Правда, виртуальную – начисление некоторого количества баллов в зависимости от суммы покупки или заказа, которые потом можно «отоварить», получив премию или засчитав набранную сумму при очередной оплате.
«Скидка на 3% при предъявлении карточки», «до двух призовых центов на каждый выплаченный евро», «специальные акции для преданных клиентов» – поддавшись таким заманчивым обещаниям, десятки миллионов жителей ФРГ обзавелись пластиковым «благодетелем». Вместо того чтобы сравнивать цены в разных магазинах, народ потянулся за покупками в ту торговую точку, чей логотип носит в бумажнике.
А есть ли выгода от бонусных карт? Это решили выяснить эксперты Федерального общества защиты прав потребителей Германии, сравнив обещанное и исполненное. В результате вынесли вердикт: активно использующий «бонусную карту» не только не выигрывает от этого, но и теряет. Некоторые торговые сети, начав с 3-процентной скидки для постоянных клиентов, уже через два года снизили ставку до 1%. Значительно уменьшили свои призовые фонды позже и другие. Кое-кто вообще прикрыл бонусную систему. Но главное: в магазинах конкурентов товары стоили порой намного дешевле, чем у «бонусных миллионеров». Эксперты по защите прав потребителей призвали жителей Германии вернуться к традиционным моделям поведения — сравнивать ценники в разных магазинах.
Копируя западную систему, наши магазины и предприятия сервиса внедряют разные формы поощрения преданности. Одни предлагают каждую десятую мойку автомобиля бесплатно, другие рассылают SMS: мол, для вас сейчас скидка на товар по акции аж 20 процентов. Задумайтесь: а с чего это так продавцы расщедрились, нужна ли эта покупка сегодня вам? И не обойдется ли товар или услуга вам дешевле у конкурентов.