Официант! чаю!..

Наталья Буняева

...Ну ладно, давай еще и коржик

Этот немудрящий анекдот знают, наверное, все.
О бедных студентах, заглянувших в богатый ресторан
и на последние копейки решивших покутить.

Ну примерно такая же ситуация случилось и со мной. Решили с подругой зайти в «пафосный» ресторан и попить чайку: уж очень на улице жарко. Короче, больше мы туда ни ногой, пусть будет хоть африканская жара или арктический холод. Даже не в том дело, что нас как-то гаденько обманули...
Мы обратились к своим читателям с вопросом: а вы так попадались? И, на удивление, ответов пришло много. А чему удивляться? Мир теперь открыт, и хоть в ближнюю Турцию или в дальнюю Америку можно съездить: в гости, по работе, просто так.


Учиться нужно во Франции!
Алина Васильевна, предприниматель.
«Мы с мужем два года прожили в Париже. Честно, город не вызвал прямо такого туристического «ах!»... Может, потому, что туристам там и хорошо, а вот жить долго, да еще современным русским, без барских замашек, не очень... Но речь-то не об этом? Мы с мужем каждый вечер ужинали в одном и том же кафе. Ужин, как правило, был немудрящий: традиционный омлет, поджаренный хлеб, кофе или коктейль со сливками. Дешево и сердито. Вино еще заказывали: бокал красного. И все время нас обслуживал один и тот же официант. Ах, как он был хорош! Уже в годах, весь такой аристократ, накрахмаленный, без «чего изволите?». Он никогда не опускался до перебранок, всегда понижал голос, если нужно было что-то выяснить или уточнить... Потом мы узнали, что профессия ему досталась по наследству: кафе стоит на этом углу лет двести. И там работал его отец, тоже официантом.
Недавно ездили с мужем в Париж уже как туристы, зашли в «наше» кафе. Теперь там другой официант, старый ушел на пенсию... А молодой, оказывается, - его сын! Перед уходом отца он работал помощником на кухне. Потом сменил папу. Вот так. С нашими реалиями даже сравнивать не хочется.

Наша Раша
Евгений, 25 лет, как сам себя назвал «офисный планктон». На самом деле — программист.
«Я понял: все названия «секретим» - плохая реклама тоже реклама. Ну ладно... Летом работают открытые кафе. Это хорошо, можно выйти из офиса и купить бутылку холодной газировки. Но обслуживание... Если я не беру в довесок шашлык, пиццу или что еще весомее, то все: моя газировка полетит через прилавок. Презрительный взгляд обеспечен, да еще деньги швырнут. Да еще и сдачу дадут неправильно! Кто воспитывает этих «заприлавочных» женщин, подающих еду, не глядя на покупателей? Неподалеку от нашего офиса есть несколько маленьких магазинчиков. Думаете, там по-другому? Все то же самое. Помните в «Нашей Раше» официантку в японском ресторане? Вот: один к одному. Лица разные, повадки одинаковые».

Потанцевали...
А потом «прослезились» читатели, посетившие большое кафе в парке Победы. Ольга Семеновна с компанией решили отпраздновать день рождения. Да еще и потанцевать, а еще и летним вечером! «Нас было 12 человек. Пришли, заняли столик. И сидим... Уже минут сорок к нам никто не подходит... Подождали еще немного, пошли искать официантов. Нашли: двое сидят чаёк попивают, третья что-то увлеченно им рассказывает. Мы попросили подойти к нашему столику. Если бы можно было передать взгляд, которым нас окинули: кто вы здесь и что вам надо?! Больше мы туда ни ногой!».
«Пострадавшие» оттуда же, из этого кафе: «Мы зашли случайно: видим, народ отплясывает вовсю... Все равно бесцельно по парку ходим, мужей на прогулку вывели. Развлечений для людей «старше сорока» там не предусмотрено. Заказали недорогие блюда: салаты, нарезки, что-то еще... Когда нам это принесли, мы дар речи потеряли: вот этот порезанный огурец и помидор столько стоят? А десять кружочков колбасы под «золотым» соусом?! Расплатились, конечно. Дома с горя наши мужички пивом накачались: такие деньги отдать, и голодными остаться... Интересно, кто-то решает эти вопросы с ценами? Или так, «от балды» - захотели, оценили помидор в триста рублей?».

Большая пицца
Ирина Александровна, Ставрополь: зашли в дочкой в одно очень известное кафе: стикеры даже в почтовые ящики бросают, зазывают. Заказали молочный коктейль и большую пиццу. Неприятно удивило поведение девушки за стойкой: все говорила сквозь зубы, как будто на допросе... Потом долго выясняли: где ее готовят, эту пиццу - на месте или уже привозят готовую? Долго разогревали, а потом из-за стойки выкрикнули: пицца чья? И подали на тарелочке пиццу (большую) размером с эту тарелочку. Измазанную томатом, три кусочка колбаски, что-то еще... Короче, в нашей стране надо дома есть».

А дома-то не всегда получается...
Наши коллеги-журналисты позвонили. Смеются: мы было клюнули на очень симпатичную услугу: комплексные обеды по весьма привлекательной цене. Как-то увлеклись рестораны этим делом... А мы в центре работаем: там или с собой брать на работу еду надо, или идти «сдаваться» в какой-нибудь «общепит». Мы сдались: стали ходить. Уже для смеха, обходили шесть ресторанов. Итог: при входе нам вежливо кланялись, но стоило заказать «комплексный» обед, как вежливость буквально сдувало с лиц: тарелки заменялясь на менее красивые, сам обед — ну, странно его назвать обедом. А лица «обслуги»? Такое впечатление, что попрошаек привели... Задайте кому-нибудь вопрос: кто идет в официанты? Какие-то невнятные девочки по семнадцать лет. Ни знания этикета, ни банальной вежливости, ни обычной ухоженности. Официант — лицо ресторана!

Ах, эта свадьба...
«Мы свадьбу праздновали в ресторане. Честное слово, стыдно: заказали столько всего! И пришлось чуть ли не всю свадьбу на кухне проторчать... Да что ж такое?! Наш заказ был на треть изменен, чего-то не подали вообще. С алкоголем проблемы были: тоже «ушли» бутылки! Торт отдельно заказывали, его привезли с опозданием, не тот, что заказали, фигурки жениха и невесты пропали. Слава Богу, тамада был хороший, народ танцевал, пел, отдыхал, в общем, как-то сгладилась неловкость... Но если бы вы видели лица обслуживающего персонала! Это нечто. Ну, представьте, облом какой: хозяина свадьбы из кухни не выпереть! Вот второй сын женится - никаких ресторанов. У бабушки большой двор, там и накроем столы. И сами наготовим. И хуже не будет! Даже если дороже выйдет».

Сплошной ужас...
Мы уже попробовали, как это в ресторане даты отмечать: маме юбилей справляли. В парке Победы. Ну разорились, думали, все будет прекрасно. Нам обещали, что мы будем одни в зале: народу у нас много приглашено было. Но оказалось, что еще какая-то компания была, они тоже резервировали столы, и им сказали, что кроме них — никого... А так - кухня ужасная, цены ужасные, обслуживание - вообще ужасное... Зато название красивое. И музыка громко орет, все заглушает. Особенно «порадовал» разбавленный сок в графинах...»

Комментарий специалиста
Еще только анонс «Народной трибуны» вышел, позвонил известный в городе ресторатор и тоже попросил слова. Приехал как раз в «день гнева»! И у него есть что сказать. «Честно говорю, для многих бизнесменов ресторан или кафе — побочный бизнес. Чтобы кто-то всерьез у нас занимался ресторанным делом... Ну, есть люди. Но что толку тут работать, как в Европе, если в городе нет школы официантов, нет практически нормальных «ресторанных» шеф-поваров. Ну, представьте, я в ресторанном бизнесе уже сколько лет, и никаких подвижек! Чтобы выучить официанта хотя бы правильно ходить, подходить к посетителю с нужной стороны, нужно месяца три. А знание этикета, умение предложить какие-то блюда, рассмотреть предложения по званому, скажем, ужину? И еще. Очень трудно переломить вот это: имидж профессии. Все считают, что официант — это такой «халдей», мальчик на побегушках. А ведь, как уже говорили здесь, — это лицо ресторана!
Относительно краж на свадебных банкетах ничего не могу сказать: мне не приходилось устраивать банкеты - профиль нашего заведения не позволяет.
Связь между посетителями и обслуживающим персоналом должен осуществлять грамотный администратор. Но ведь и администратора у нас «днем с огнем!»... Доходит до того, что рестораны переманивают к себе хороших работников, мы за них чуть ли не воюем... И последнее. Знаете, есть и такое: низкая культура обеих сторон. И тех, кто приходит в рестораны, и тех, кто их обслуживает. Мы переступим через этот порог — дайте время. Все равно лучшее вытеснит худшее».